СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Рецензия на третий фильм

Автор: Gally

Мои пять копеек рублей. Значит, так. По сюжету.

Сюжет не искромсан - так, подстрижен, и даже не под бокс. Даже не под квиддич - потому что квиддича-то как раз непростительно мало. А вот дементоры во время квиддича гоняются за Гарри слишком уж долго - он должен был отключиться куда раньше. Впрочем, тогда не было бы этих дивных гонок на выживание.

Непонятно, откуда берется Гермиошин рыжий котейка. Строго говоря, его все-таки должны были сначала купить.

Вопль: "Ремус, ты что, не принял сегодня лекарство?" - это, спрашивается, зачем? Какое лекарство? Эпизод со Снейпом и aнтилюпином из фильма благополучно выкинули - и, собственно говоря, появление Снейпа в Визжащей хижине становится куда менее обоснованным, чем в книге. Однако ж саму сцену в Визжащей хижине Куарон, вопреки моим опасениям, почти не запорол. Но - именно что "почти". И дело даже не в том, что выпущено несколько важных - на мой взгляд - реплик, это я сеньору Альфонсо, пожалуй, прощу. Нет... В книге - это очень страшная сцена. Эмоционально страшная.

Трагедийная. Акцент не на детишек - на взрослых. На Снейпа, Блэка и Люпина. На призраков прошлого. Мне третья книга интересна именно призраками прошлого - а Куарон их потерял. У Куарона она, эта сцена, целиком и полностью в эмоциональном контексте последней трети фильма. Держит в напряжении - но не более. И, конечно, нет этой жестокой, жуткой по своей силе Роновой реплики - "Отойди от меня, оборотень!" - и того, как Люпин без слов на это реагирует... В книге предательство - это... ну, отдельный персонаж, что ли. Питер - трижды предатель: он предал Орден, предал Поттеров и предал Сириуса. В фильме эта линия - из прошлого - подана как-то по ходу дела. И - кульминация. Кульминация сцены в Визжащей хижине - когда Гарри просит Сириуса и Люпина не убивать крысеныша ("Мой отец не захотел бы, чтобы его лучшие друзья стали убийцами из-за такого, как Петтигрю"), и Сириус отдает ему свое право судить предателя. Ведь это право - именно его, и никто меня не переубедит. В фильме же ключевая фраза Гарри вынесена в разговор с Сириусом у Ивы. Но, кстати, эти два эпизода, где Гарри все-таки успел поговорить с крестным (каковых эпизодов нет в книге), - очень к месту. Особенно второй, в конце...

Помню, как я фыркала насчет знаменитой фотографии, где Снейп защищает детишек у озера. Но, Мерлин мой, как комично он, оказывается, это делал! Впрочем, Снейп - это вообще отдельный разговор. Снейп - умер. Осталась именно что комичность. Апофеоз - сцена с изъятием у Гарри карты Мародеров, где Люпин со счетом 10:0 переигрывает Снейпа. С абсолютно люпиновской спокойной полуулыбкой. И - отступление Снейпа. Отступление самого образа. Когда он, развернувшись, уходит по коридору, а картина шипит ему в спину, чтобы он погасил свет, - о, для меня это и впрямь был момент триумфа.
В общем, сказка кончилась, началась жизнь. Чуть раньше, чем в книжной поттериане, но - тем не менее.

Получилась ужасно смешная комедия. Хлесткая, жесткая комедия.
По картинке.

С панорамами сеньор Альфонсо развернулся во всю ширь мексиканской души и, что называется, оттянулся. Нет больше той камерности, которая присутствовала в первых двух фильмах, - получилось полноценное... м-м-м... псевдотрехмерное изображение. Впечатляет. И Хогвартс не кажется таким пластилиновым, как раньше.

Спецэффекты... ну, спецэффекты как спецэффекты. Клювик получился презанятный, со своим характером. Очень молодой гиппогриф - прямо-таки птенчик. Гиппогрифий подросток. Великолепна, просто великолепна Гремучая-Дракучая Ива. Прямо-таки slov.net. Живое разумное существо. Откуда в дереве такая ненависть к птичкам? Ничего более сказать не имею, потому что в операторском искусстве и компьютерной графике я разбираюсь примерно так же, как Рон - в древних рунах.

По персоналиям.

Гарри. Дэник Рэдклифф наконец-то "раскартонился". Теперь у него в актерском арсенале не только выразительный горящий взгляд - через плечо или исподлобья. Пятого фильма можно не бояться - злость и ненависть Дэн сыграет там как надо.

Рон. Руперт Гринт вырос, перестал кривляться и начал играть. Ставлю тысячу галлеонов против ржавого сикля - у мальчишки большое комедийное будущее, если не выдохнется.

Гермиона. Хошь режьте меня, хошь ешьте меня: то, что в третьем фильме сделала Эмма Уотсон, даже прогрессом назвать нельзя. Это прогрессище. Из девочки с хорошей артикуляцией - пожалуй, даже слишком хорошей (кто помнит первый фильм, не даст соврать), - выросла юная актриса. Я ей верю. Это действительно Гермиона Грейнджер. "Докучливая всезнайка" - и храбрый, верный, самоотверженный друг. Но отданная Гермионе фраза Рона - "Тогда тебе придется убить и нас!" - меня все-таки смутила. Это все-таки должен был сказать Рон.

Лучший-Друг-Главного-Героя.

Невилл потряс. Может быть, конечно, нас просто готовят к пятому фильму...

Уизлики. Артур - попадание безусловное и стопроцентное. Во втором-то фильме я его не разглядела, а вот сейчас - вполне. "Именно так все и было, Профессор!". Молли - прежняя, и по-прежнему похожа на Молли. Подросшие близнецы все больше и больше похожи на Алима Юсупова. Милые мальчишки, удивительно умненькие и шкодные мордочки.

Люпин. Бросайте в меня камни, я пригнусь. Тьюлис - это Ремус Люпин собственной персоной. Чуть более резок, чем следовало бы, - но это его ни капельки не портит. Про его... м-м-м... бенефис в сцене с изъятием мародерьей карты у Гарри я уже писала, но бенефис-то имел и продолжение! Не было канонической фразы:

"Твои родители отдали ради тебя свои жизни, а ты разменял их великую жертву на магические побрякушки!"

но эмоционально - стопроцентное попадание. Представляю, какое у Гари было ощущение - как будто по физиономии отхлестали. Миролюбивый, терпимый Ремус. Ему слов достаточно. Он словами, не повышая голоса, может припечатать так, что не знаешь, куда деваться от стыда... Не кричит, не топает ногами, не тычет носом, как нашкодившего котенка, - а хочется сквозь землю провалиться, только бы не слышать больше этого спокойного голоса, правда? А какой был урок по DADA - с патефоном, под ритмичную музыку!

Сириус.

Сириус-Сириус-Сириус... Гэри Олдмен, в общем, попал. Беда тут не в Олдмене, беда тут в другом. С "мародерской" линией в фильме беда... То есть даже не беда. То есть ее там вообще нет. Словно и не было Мародеров. Словно и не убили ребята черт знает сколько времени, чтобы стать анимагами. Не для того, чтобы перед девчонками выпендриться, не для того, чтобы высшие баллы на СОВах получить, даже не для того, чтобы было чем похвастаться перед другими, а чтобы помочь другу. Насколько они вообще врубались в эту ситуацию, разумеется. Но если Люпин говорит, что с тех пор, как все Мародеры стали анимагами, полнолуние было для него самым счастливым днем, то...

"- Профессор Люпин, если вы в школе знали моего папу - значит, знали и Сириуса Блэка?

- Да, я знал его. Или, вернее, думал, что знаю..."

Где это? Нет этого. Но Олдмен выжал из обрывков этой линии все, что можно было выжать. Сириус Блэк Гэри Олдмена - не обиженный судьбой сбежавший зэк. Сириус Блэк Гэри Олдмена - то, что надо. Сцена, где Люпин превращается в волка, а Сириус пытается его удержать, - вот это, пожалуй, едва ли не главная удача фильма. Но все-таки, все-таки, все-таки... В книге все, что было почти пятнадцать лет назад, есть за текстом. Бэкграундом. Пол-улицы - в руинах, трупы магглов - штабелями, кровища, дым, от Петтигрю - одни ошметки, один грязный указательный палец, а сам подозреваемый, которого наверняка оглушило взрывом, а от переживаний малость свезло крышу, - стоит над всем этим и то ржет в голос, как псих, то, вне всякого сомнения, талдычит: "Я их убил, шакал я паршивый…". Этого в фильме за картинкой не видно. Только если знать... Непонятно, как она была страшна - первая война с Волдемортом. Предательством страшна. Да, про Сириуса-то... Сцена у озера - самая настоящая жуть. Прививка от финала пятой книги, где эта карта будет разыграна окончательно.

Дамблдор. Дамблдор подрастерял величие и приобрел комедийную чудаковатость. Не могу сказать, что я от этого в восторге.

Трелони. Умиляет путаница переводчиков. То она Трелони (абсолютно, кстати, верно), то Трелони. И Люпин у них стал Люпином. Так, опять я о своем... Про Трелони-то. Эмма Томпсон замечательна и гениальна - но сумашедшести в ее Трелони, что называется, "немножко множко".



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса