СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Законы соционики во взаимоотношениях героев Поттерианы

Автор: Darina & FalleN

«Чему бы ты ни учил – будь краток»

Гораций.

И мы пытались, честно...

Соционику можно охарактеризовать как знание о структуре личности человека со всеми вытекающими отсюда последствиями. Жизнь и соционика неразделимы. Мы знаем, что часто в литературе писатели используют эту науку (а некоторые даже подсознательньно). Например, А. Дюма изобразил Д`Артаньяна и трёх мушкетёров представителями его собственной квадры (см. ниже) - квадра Альфа. Психотип Д`Артаньян – Дон Кихот, Арамиса – Дюма, Портоса – Гюго, Атоса – Декарт.
Прежде чем подойти к описанию основных положений соционики, мы считаем важным вначале немного позанудствовать и дать небольшой исторический экскурс.
Как зародилась соционика и где находятся ее корни?

Соционика изучает не просто психику человека, а ее функционирование в режиме обработки информации, изучает способы обмена информацией между людьми, описывает информационную структуру личности и общества.

Наука эта возникла как закономерное продолжение учений основоположника психоанализа З. Фрейда и его талантливого ученика, швейцарского психиатра Карла Густава Юнга. Базируясь на учении К.Г. Юнга о психотипах, литовский ученый, педагог и экономист Аушра Аугустинавичюте (прелестная, кстати, фамилия) построила новую науку соционику. Она не только применила типологию Юнга на практике, но и значительно расширила и углубила идеи учёного, приняв его исследования за исходную гипотезу. Для простоты понимания Аугустинавичюте (тому, кто первый без запинки выговорит это слово – 10 очков) изменила названия юнговских психологических функций, приблизив их к современным значениям слов.

У читателей может возникнуть закономерный вопрос: существует ли подобное направление на Западе? Талантливая ученица Юнга - Кэтрин Бриггс, посещавшая его лекции и ее дочь Изабель Бриггс Майерс подробно исследовали проявления каждого из шестнадцати типов личности и описали их характерные черты.
Эта типология в странах Европы и США получила название «Теория типа личности» или «Типоведение».

На этом краткий курс истории окончен. Перейдём непосредственно к теме эссе. Акваланги захватили? Ныряем.

Перечитывая книги Роулинг с точки зрения соционики, авторы теории пришли к выводу, что эта наука ей не чужда. Во вступлении мы уже упомянули о некой квадре, теперь стоит обозначить, что же это такое.

Квадры - это выделенные соционические группы. Всего их четыре, в каждую из которых входят по четыре психотипа личности:

Альфа: Дон Кихот, Дюма, Гюго, Декарт;

Бета: Гамлет, Максим, Жуков, Есенин;

Гамма: Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер;

Дельта: Штирлиц, Достоевский, Гексли, Габен.

Внутри квадры существуют максимально теплые и комфортные отношения, и обязательно присутствуют пары дуалов. Дуальные отношения - дополняющие отношения.
Всего, как несложно вычислить, существует 16 психотипов, а именно: Дон Кихот, Дюма, Гюго, Робеспьер (Декарт), Гамлет, Максим, Жуков, Есенин, Наполеон, Бальзак, Джек, Драйзер, Штирлиц, Достоевский, Гексли и Габен.

Конечно же, стопроцентного, абсолютного совпадения с определённым психотипом не бывает, иначе бы все разнообразие характеров, поведения, темпераментов людей ограничивалось жёсткими рамками. В таком случае наше общество было бы похоже на роботов, отличающихся только заложенной в них программой (в данном случае, одной из шестнадцати).

Каждый психотип складывается из 4 составляющих, которые предварительно требуется определить:

рационал/иррационал

экстраверт/интроверт

логик/этик

сенсорик/интуит

В этой теории мы рассмотрим психотипы нескольких персонажей, а именно Гарри, Гермионы, Рона, Луны, Невилла и Джинни. На основе полученных результатов мы проанализируем взаимоотношения возможных пар с точки зрения соционики.

Прежде, чем типировать персонажей было бы не лишним ознакомиться с некоторыми важными соционическими определениями, которыми мы воспользуемся (да, да, знаем... Но никто не говорил, что погружение пройдёт безболезненно, не так ли?):

Рационал. Предстоящую работу старается обдумать до мелочей, заранее планирует действия. Начатое дело старается довести до конца. Последователен.

Иррационал. Тот, для кого ведущей является абсолютная сила восприятия. Начинает много дел сразу и может половину из них бросить посередине. Работает импульсами. Настроение может меняться без видимых причин. Бывают ленивы.

Экстраверт. Интерес направлен на то, что происходит вокруг, он легко приспосабливается к новому. Инициативен. Проявляет большой интерес к новым людям. Умеет изменить ситуацию, если она его не устраивает, легко вступает в контакты, как в деловые, так и в личные.

Интроверт. Ориентирован на свои внутренние установки по тому или иному поводу. Привязан к старым друзьям, с трудом заводит новых. Затрудняется в налаживании контактов в незнакомой обстановке, приспосабливается к ситуации, а не изменяет её.

Логик. Аргументами доказательств могут быть только проверенные факты. Его интересы могут быть сосредоточены на изобретении новых машин и механизмов, может быть поглощен созданием научных теорий. Ориентирован на объективную реальность, физические законы мироздания, процессы производства, ради дела может проявить твердость, ценит профессионализм.

Этик. Человек эмоциональный, хотя внешне не обязательно проявляет свои чувства. Широкий спектр эмоциональной выразительности. Зависим от мнения окружающих, легко втягивается в эмоциональные конфликты, умеет правильно выбрать психологическую дистанцию общения. Ориентирован на отношения с другими людьми. Такой человек, как правило, очень раним и остро реагирует на чужую грубость.

Сенсорик. Внимание постоянно направлено на всё то, что его окружает. Человек всегда будет делать любую работу с большим энтузиазмом. А часто и сам будет организатором работы. Стремится к практической деятельности, предпочитает получить результаты своего труда в материальном воплощении. Сенсорики - довольно цепкие люди с живыми интересами к активным действиям и общественной работе. Воспринимает мир конкретно, живет "здесь и теперь", ценит комфорт и умеет его создать.

Интуит. Легко может уйти мыслями в прошлое, подчас переживая его заново, как будто это происходит с ним снова и снова. Такому человеку сложно выполнять рутинную работу. Его мысли текут в достаточно произвольном порядке. Характеризуется целостным восприятием действительности, мечтатель и романтик, экспериментатор и генератор множества идей, порой и неосуществимых. Бывает рассеян, непредсказуемые возможности предпочитает реальной выгоде.

Итак, давайте определим психотипы наших героев.

1) Гарри Поттер:

1. рационал/иррационал.

Итак, давайте разбираться. Что можно сказать о Гарри по данному показателю? Когда, например, юноша с головой ушёл в шпионаж за Драко Малфоем, то совсем позабыл о задании Дамблдора. Данная черта типично иррациональная, но давайте присмотримся повнимательнее. О Гарри нельзя сказать, что он легко делает несколько дел сразу и запросто переключается с одного занятия на другое, как, например, Рон, который может сначала засесть за конспект и неожиданно поднять какую-то постороннюю тему или переключиться на что-то ещё, а потом снова вернуться к учебнику (причём уже к другому). Гарри стремится довести начатое дело до конца, если не за один раз, то в несколько сеансов (будь то сочинение по зельям, очередное «расследование» или добыча воспоминания Горация Слизнорта). Поттер стремится заранее просчитать, распланировать действия, если дело того требует. Как пример, собрания ОД: Гарри продумал возможные варианты сборов на случай слежки (конечно, без помощи Гермиониных монеток не обошлось), даже из Выручай-Комнаты он выпускал членов группами по трое-четверо и следил по Карте, чтобы они добрались до своих Гостиных. В своих поступках Гарри старается быть последовательным и неголословным. Если он что-то решил, то не изменит своего решения, пока не услышит железные аргументы. Значит, парень – рационал.

2. экстраверт/интроверт.

Здесь очень интересный момент. В условиях, в которых прожил Гарри 10 лет (а они пришлись на период закладки фундамента личности) в принципе стать экстравертом невозможно. Тем не менее у Гарри всё же присутствует доля экстравертированности. Видимо, здесь немалую роль сыграли гены и год жизни с родителями. Недаром говорят, что ребёнка надо начинать воспитывать ещё до рождения. Любовь и забота Лили и Джеймса принесла свои плоды. Постепенно, всё больше погружаясь в мир магического сообщества, Гарри чувствует себя увереннее, проявляет инициативу. Вся тонкость состоит в том, что у него и нет другого выбора: он «знаменитый Гарри Поттер», «Мальчик-Который-Выжил», «Избранный». Давайте отбросим «долг Поттера перед Отечеством» и разберёмся с Гарри, просто Гарри. Мальчик 10 лет жил в чулане под лестницей, угнетаемый Дурслями, не знающий своих родителей, одинокий, без друзей. Его с раннего детства учили быть незаметным, тихим, покорным. Таким образом, Гарри был ограничен со всех сторон, кроме своего внутреннего мира, мира надежд и фантазий (вспомните, как легко мальчик пошёл на контакт со змеёй, будто он мог себе такое представить раньше). Гарри попадает в мир магов, у него появляются друзья, Рон и Гермиона, к которым он сильно привязывается. Практически всё возможное время он проводит вместе с ними (много позже к ним присоединяется Джинни), не стремится общаться с большим количеством народа (тем не менее, обстоятельства и шрам вынуждают). Нельзя сказать, что Гарри с лёгкостью вступает в контакты, сначала ему нужно выяснить ситуацию. Заветная мечта Гарри – семья. Когда-то семью Джеймса и Лили уничтожил Вольдеморт, который теперь является препятствием к тому, чтобы Гарри мог создать свою собственную. Как следствие, Гарри должен (и уже жаждет) Вольдеморта замочить. Гарри готов променять свою славу, дурацкий шрам и галлеоны на то, чтобы у него было то, что есть у Рона – семья. Доля экстравертированности у юноши носит ложный характер. Таким образом, Гарри - интроверт.

3. логик/этик.

Гарри у нас юноша эмоциональный, но старается внешне это не показывать.
Он долго держит негатив в себе и, когда чаша терпения переполняется, выпускает пар. В таких случаях говорят «накопилось». Некоторые могут возразить, что в «ГП и ОФ» Гарри как раз таки был больше похож на ходячую бочку с порохом, чем на чашу с терпением. Стоит учесть, что Гарри в конце четвёртого курса впервые (осознанно) увидел, как убивают человека. Кроме того, он «имел удовольствие» наблюдать возрождение Вольдеморта на кладбище. Естественно, что после всего пережитого, психическое состояние Гарри нестабильно, он не успел оправиться от шока. А в сочетании с ТЛ, копошащимся у парня в сознании, выдержка юного Поттера кажется удивительной. Гарри несложно ранить, он остро реагирует на реплики близких, ему очень важно мнение друзей: он переживал, когда Рон не поверил ему в «ГП и КО», он обижался, когда Гермиона поддержала МакГонагалл в решении наказать Гарри из-за Амбридж, он был в бешенстве, когда Гермиона усомнилась в том, что видения Гарри насчёт Сириуса не иллюзорны, он серьёзно раздражался (хотя и не подавал виду), когда вся школа считала его лгуном и психопатом. При этом Гарри умеет выбрать правильную тактику в общении с людьми, он остро чувствует настроения, состояния людей. Он подмечает даже блеск глаз, особую интонацию собеседника (правда, не всегда в итоге догоняет, что именно всё это значит... валенок). Своё умение правильно выбрать дистанцию общения Гарри может успешно использовать для достижения своих целей (разговор со Слизнортом у Хагрида, финальный разговор со Скримджером в «ГП и ПП», например). В разработке чего-то нового, особенного Поттер замечен не был (за исключением Патронуса на третьем курсе, который появился вследствие экстренной ситуации и бури эмоций). Для того чтобы твёрдо уверовать в то, что Драко Малфой стал Пожирателем Смерти, Гарри не нужны были никакие проверенные факты. Из всего вышесказанного следует, что Гарри – этик.

4. сенсорик/интуит.

Гарри нередко мыслями возвращается в прошлое, оглядывается назад (жизнь у Дурслей, каникулы в Норе, полёты на метле, смерть Седрика и Сириуса, воспоминания о злополучной ночи в Годриковой Лощине, сражения с Вольдемортом). Юноша даже нарочно пытается не думать о том, что уже прошло, так как воспоминания способны оказывать на него сильное негативное воздействие. Рутинную работу Поттер не любит, потому и уроки, и наказания Филча требуют от него волевых усилий и терпения. Нельзя сказать, что Гарри живёт «здесь и теперь», воспринимает мир конкретно – достаточно вспомнить с какой серьёзностью он относится к событиям прошлого, будь то взбалмошное поведение отца или деяния Тома Реддла. Скорее всего, юноша воспринимает мир цельно. Гарри часто генерирует разнообразные идеи (например, помощь Добби с Кричером в слежке за Малфоем, использование Феликс Фелицис для добычи воспоминания Слизнорта). Интуитивно Гарри на первом курсе берёт с собой флейту на свидание с цербером Пушком. Гарри обладает всеми качествами лидера, но нельзя сказать, что он любую работу будет делать с энтузиазмом, а заодно станет её организатором. Это привилегия Гермионы, как истинного сенсорика. Организатором ОД была именно она, Гарри приличное время сопротивлялся просьбам друзей учить всех желающих ЗОТИ. О том, что он теперь капитан квиддичной сборной, Гарри узнаёт из письма. Впрочем, он в обоих случаях блестяще справляется со своими обязанностями (ещё бы, для преподавания в Отряде Дамблдора и в квиддиче нужно гибкое мышление вкупе с разнообразными идеями, чего Гарри не занимать). Итак, Гарри – интуит.

Гарри Поттер:

- рационал

- интроверт

- этик

- интуит

Психотип: Достоевский.

Дуалом Достоевского является Штирлиц. Среди наших героев есть один Штирлиц. Угадайте, кто это?

2) Гермиона Грейнджер.

1. рационал/иррационал.

Гермиона практически всегда стремится следовать заранее составленному расписанию, действовать в соответствии с чётким, продуманным планом. Более того, девушка пытается также и друзьям привить подобные привычки: составляет для них расписание подготовки к экзаменам (кстати, она при этом умудряется учесть интересы и самих парней), дарит Гарри с Роном еженедельники. Именно следование распорядку дня при сильной школьной нагрузке позволяет Гермионе успевать везде и во всём, купить часы. В итоге, у неё даже появляются свободные часы. И раз уж мы говорим о времени... Разве могло Министерство Магии «доверить время», то есть такой опасный механизм как Хроноворот, человеку переменчивому и находящемуся под влиянием импульсов? Иррационал не смог бы правильно его использовать: нужно чувствовать цену каждой секунды.

Остаётся добавить, что Гермиона никогда не приступает к делу с бухты-барахты и сначала прокрутит в мозгу имеющиеся у неё знания на предмет того, можно ли ими воспользоваться. Да, и не было такого дела, которое Гермиона не доделала бы до конца или отложила. Прежде она испробует все возможные варианты. Посему следует, что Гермиона – рационал.

2. экстраверт/интроверт.

Гермиона Грейнджер, чистокровная маггла, получает письмо из школы Чародейства и Волшебства Хогвартс, узнает о том, что она волшебница и осенью попадёт в чужой, незнакомый и пугающий мир. Что делает эта девочка? Она умудряется прочесть (и заучить) ещё до начала учебного года все учебники из списка необходимой литературы, освоить азы магии, собрать необходимую информацию о мире волшебства и, собственно, самом Хогвартсе. В поезде одиннадцатилетняя Гермиона уже ведёт себя как староста: проявляет инициативу, помогая Невиллу, обходит все купе и даже разговаривает с машинистом. Девочка очень общительная. Гермиона обладает быстрой эмоциональной речью, что является признаком экстравертированности. Девушка всегда стремится помочь окружающим: друзьям, младшекурсникам, домовым эльфам («осчастливленным» Г.А.В.Н.Э.), вечному ребёнку Хагриду, Клювокрылу, и т.д. Снова стоит упомянуть о Хроновороте. Это сколько должно быть энергии и стремления, чтобы ТАК проучиться целый год?! Безусловно, Гермиона – экстраверт.

3. логик/этик.

Девушка в тринадцать лет составила аргументированную речь Хагриду для суда. В «ГП и ОФ» перед слушанием по делу Гарри она тоже перерыла все возможные книги, чтобы найти аналогичные случаи, аргументы и факты, которые можно было бы использовать. Когда Гермиона занималась организацией ОД, она всё продумала до мелочей. Также девушка тяготеет к новому, ещё неосвоенному: огонь на втором курсе, трансфигурация монеток а-ля Вольдеморт на пятом курсе, милые канарейки-убийцы – её ноу-хау на шестом курсе. Ради дела Гермиона может проявить твёрдость (и нарушить дюжину другую правил), профессионализм. Гермиону не легко втянуть в конфликт, но, тем не менее, она ранима (что часто связано с её закомплексованностью). Стоит учесть, что с годами Гермиона учится не реагировать на чужую грубость. Итак, из вышесказанного следует, что Гермиона – логик.

4. сенсорик/интуит.

Гермиона – староста школы, организатор Г.А.В.Н.Э. и ОД, что свидетельствует о том, что она стремится к общественной работе и активным действиям. Смекалистая Гермиона организовала интервью с Ритой Скиттер для Гарри, с расчётом на будущую выгоду... Её интерес направлен на окружающий мир: о Хогвартсе она вычитала всё заранее, о судебных разбирательствах над животными тоже, о рабской доле эльфов, о заклинаниях, которые могли пригодиться для Тремудрого Турнира, даже о Чжоу зачем-то выведала много любопытных фактов. Кроме того, она докопалась-таки до истинной причины «недомоганий» Люпина. Таким образом, Гермиона – сенсорик.

Гермиона Грейнджер:

- рационал

- экстроверт

- логик

- сенсорик

Психотип: Штирлиц. Итак, Гермиона – Штирлиц

Так как психотип Гарри – Достоевский, а Гермионы – Штирлиц, то мы имеем прекрасную возможность на их примере рассмотреть дуальные отношения, ибо эти двое – дуалы друг другу.

«Самым лучшим и необходимым для человека является отношение дополнения. Дополняющие передают друг другу в общении ту информацию, которая наиболее необходима, защищают психологически наиболее чувствительные места. Люди, имеющие рядом дополняющего, чувствуют себя спокойно и защищенно, охотно работают, так как знают, что их усилия будут оценены.

Дуал воспринимает дуала как надежного партнера в любом деле - идет ли речь о работе или о семейной жизни. Можно считать вполне установленным, что наиболее прочные семейные пары образованы именно дуалами. О них обычно говорят: “ Как мне нравится бывать у них в доме! Там всегда уютно и никогда не ссорятся. Если муж делает что-нибудь не так, достаточно одного взгляда жены, чтобы он понял. И наоборот. Ей всегда видно, когда ему неприятен тот или иной гость или разговор становится слишком откровенным...”

Практически дополняющие не могут ссориться, а если и ссорятся, то сердится лишь один из них. Конечно, и дополняющий, приходя с работы с испорченным настроением, может уже в коридоре начать брюзжать, однако, партнер никогда не подумает, что упреки относятся к нему. Поэтому вскоре один пожалуется, другой успокоит, и настроения они друг другу не испортят».

Воспринимают ли Гарри и Гермиона друг друга как надёжных партнёров? Безусловно. Вспомним полёт в Министерство Магии – опаснейшее предприятие. Что интересно, для Гарри не стоит вопрос, полетят ли с ним Рон и Гермиона или нет. Гермиона сказала, что полетит, - значит, так и будет. В Отделе Тайн опять же Гарри и Гермиона действуют сообща (крушение полок с пророчествами). Шестая книга также не лишена подобных моментов, вот яркий пример того, какого высокого мнения Гермиона о своём друге:

- Да, когда ты нам рассказывал, что это такое – сразиться с Вольдемортом. Ты говорил, что тут мало просто заучить кучу заклинаний, сказал: можно рассчитывать только на самого себя, на свои мозги, на свою храбрость...

Гарри был совершенно обезоружен тем, что она настолько ценит его слова, даже выучила их наизусть, словно «Общую теорию заклинаний», а потому не стал больше спорить. (ГП и ПП, глава 9)

Или же, например:

- Да перестань, Гарри, - неожиданно вспылила Гермиона. - Популярна не команда, а ты! Ты никогда еще не был столь интересен и, откровенно говоря, столь притягателен... Все знают теперь, что ты говорил правду, так? Весь волшебный мир был вынужден принять тот факт, что Волан-де-Морт вернулся, что ты дрался с ним дважды за два последних года и оба раза ускользал. Теперь они называют тебя «Избранным»; и ты хочешь сказать, что не видишь, почему люди очарованы тобой?

Гарри внезапно стало жарко, хотя потолок в Общем зале по-прежнему выглядел прохладным и дождливым. (ГП и ПП, глава 11)

Кроме того, мы можем наблюдать, что и Гарри очень высоко оценивает Гермиону:

- Ага! «Моя лучшая подруга – из семьи магглов и учится лучше всех на нашем курсе»! Полагаю, это и есть та подруга, о которой ты говорил, Гарри?

- Да, сэр, - сказал Гарри. (ГП и ПП, глава 9)

Вспоминая третий курс, когда ребята спасли Сириуса от неминуемой гибели, или четвёртый курс, когда Гермиона готовила Гарри к Тремудрому Турниру, мы не перестаём убеждаться, что они прекрасно работают вместе, дополняя друг друга, делятся нужной информацией.

Также один непременно защищает психологически наиболее чувствительные места другого. Вот некоторые примеры:

- А скажи-ка мне, Поттер, каково это – быть на втором месте после Уизли? - спросил он.

- Заткнись, Малфой! – резко сказала ему Гермиона.

- Кажется, я затронул больное место, язвительно усмехнулся Малфой. – Ты смотри у меня, Поттер! Я как пёс, как пёс буду вынюхивать, где ты что сделаешь не так.

- Пошёл вон! - крикнула Гермиона, вскакивая. (ГП и ОФ, глава 10)

И это, естественно одна из множества подобных стычек с Малфоем. Или же вот сцены, демонстрирующие, как Гермиона стремится поддержать Гарри и пытается настроить его на нужный лад, подавая пример:

Полтора часа в подземелье со Снейпом и слизеринцами, а от них пощады не жди: как он посмел стать чемпионом Хогвартса! Он уже еле вынес одну пятницу. Гермиона сидела рядом, всё время твердя шёпотом: «Не обращай внимания, не обращай внимания». (ГП и КО, глава 18)

Гермионе тоже доставалось. Но она не отыгрывалась на невинных людях. Гарри восхищало её поведение...

- Не обращай, Гарри, внимания, - с достоинством произнесла Гермиона и, гордо подняв голову, будто не слыша, прошла мимо хихикающих девчонок. – Не обращай внимания, и всё. (ГП и КО, глава 19)

Гарри также заступается за Гермиону, когда это необходимо, чувствует, когда ей неприятна та или иная ситуация:

- Грейнджер, они охотятся за магглами, - равнодушно бросил Малфой. – Ты что, тоже хочешь всем продемонстрировать свои трусы? Если хочешь, то подожди здесь... они идут по направлению к нам... а мы заодно повеселимся.

- Гермиона – ведьма, - рявкнул Гарри. (ГП и КО, глава 9)

...Со сжавшимся сердцем он заметил, как в проёме метнулось и исчезло что-то очень похожее на непослушную гриву каштановых волос...

- А, привет, Гарри, - сказала она ломким голосом. – Я тут решила поупражняться.

- Ага... ну да... они... э-э... здорово у тебя получаются, - сказал Гарри.

...К ужасу Гарри, в класс вошёл Рон, он со смехом тянул за руку Лаванду. (ГП и ПП, глава 14)

И Гарри, и Гермиона чувствуют больные места друг друга и всячески стремятся «смягчить удар» со стороны, а также сами стараются выбирать выражения, затрагивая щекотливые темы (Гермиона, напоминающая Гарри о его стремлении спасать людей; Гарри, разговаривающий с Гермионой в пустом классе с канарейками). Действительно, между ними не было серьёзных крупных ссор: как правило, все конфликты достаточно быстро и легко улаживались. Например, Гарри не смог долго держать обиды на подругу за то, что она побеспокоилась о его безопасности и отдала новенькую метлу МакГонагалл. Показателен и другой момент, когда Гермионе достаточно спокойно сказать Гарри пару предложений, чтобы он «сбавил обороты»:

Гермиона, вопреки ожиданиям Гарри, не возмутилась, а лишь тяжко вздохнула.

- Да, и Лаванда тоже так думает.

- Ах, так вы с ней успели обо мне поболтать? Врушка я или не врушка? – сразу взвился Гарри.

- Нет, – спокойно сказала Гермиона. – Если уж ты хочешь знать, я велела ей заткнуться. Но вообще, было бы очень мило с твоей стороны, если бы ты перестал по любому поводу вцепляться нам с Роном в глотку, потому что – на случай, если ты не заметил, – мы на твоей стороне.

Последовала короткая пауза.

- Извини, – пробормотал Гарри. (ГП и ОФ, глава 12)

Так же и Гарри достаточно одного взгляда, чтобы Гермиона изменила своё мнение:

Гарри гневно уставился на неё. Глаза Гермионы медленно наполнялись слезами.

- Ты так не думаешь, – тихо сказал Гарри.

- Нет… но… ладно… не думаю, – она сердито вытерла глаза. – Но почему он всегда усложняет себе жизнь – и нам тоже? (ГП и ОФ, глава 30)

Кроме того, мы видим, что для Гарри важно мнение подруги, её поддержка - он сердится и негодует, когда её реакция не совпадает с его ожиданиями:

- Да, друг, – сочувственно пробормотал Рон и положил Гарри на тарелку кусок бекона, – это ни в какие ворота не лезет.

Гермиона, однако, лишь перелистнула страницу «Пророка» и ничего не сказала.

- Ты, конечно, считаешь, что МакГонагалл права, да? – сердито крикнул Гарри, обращаясь к портрету Корнелиуса Фаджа на первой странице, скрывавшим лицо Гермионы.

- Мне очень жаль, что она вычла с тебя баллы, но я думаю, что она права в том, что посоветовала тебе не выходить из себя, когда ты общаешься с Амбридж, – размеренно произнёс голос Гермионы из-за Фаджа, который, активно жестикулируя, выступал с речью.

Гарри не разговаривал с Гермионой весь урок заклинаний, но после, когда они вошли в кабинет превращений, сразу забыл о своей обиде... (ГП и ОФ, глава 15)

...Но во время обеда, когда они устроились за гриффиндорским столом, Гарри всё им рассказал. С каждым словом лицо Гермионы становилось всё строже.

- Ты, наверное, считаешь, что я сжульничал? – закончил Гарри, расстроенный её реакцией. (ГП и ПП, глава 9)

Такая вот получается пара. Конечно, на всё воля Роулинг, но эти двое (случайно ли?) являются дуалами и прекрасно подходят друг другу.

Позволим себе процитировать один момент из характеристики Достоевского:

«Нервозность (как и методичность) Штирлица не раздражает и даже не кажется нервозностью, а, наоборот, дает чувство покоя, что с него самого снимаются забота и ответственность за технологию будущей активности и качество ее результата. Штирлиц критикует лишь за технологию, то есть неправильный процесс, а не за материальный результат ( «Ты... Я не осуждаю тебя, Гарри! Но у тебя ведь есть... что-то вроде... я хочу сказать... тебе не кажется, что у тебя... п-пунктик насчёт спасения людей?.. Я хочу сказать... вот в прошлом году, например... в озере... Конечно, с твоей стороны это было очень благородно и всё такое, и все были в восторге...» ). И в следующий раз в аналогичной ситуации Достоевский автоматический поведет себя так, как ему было продиктовано. То есть то, что другими (например, Дон-Кихотом) было бы воспринято как стрессирующий упрек, Достоевским воспринимается как благожелательность и забота, которые дают хорошее самочувствие, ритм, спокойствие, знание, что он не одинок, что в мире все идет как надо, что он и его труд замечаются и ценятся, что о нем самом заботятся, не дадут споткнуться» .

Описание реакции на критику Штирлица двух психотипов (Достоевского и Дон-Кихота) сильно перекликается с отношением к критике Гермионы Гарри и Рона. И что самое интересное, отгадайте какой психотип у Рона?

3) Рональд Уизли.

1. рационал/иррационал.

Рон рассеян, неаккуратен (вспомните описание его комнаты: дом человека может многое рассказать о нём самом). Мальчик вечно терял свою крысу, прямо как Невилл Тревора. Кстати, о крысах... Рон не способен видеть суть проблемы, из-за чего и происходят его крупные ссоры с друзьями (с Гермионой – из-за якобы съеденного Скабберса, с Гарри – из-за его имени, которое тот якобы подложил в Кубок Огня). То есть без разговоров и объяснений Рон делает свои выводы и спешит обидеться: никакие доводы его не переубедят. Он не выстраивает чёткой логической цепочки событий, не может в них сразу сориентироваться - в этом ему должен помочь кто-то другой. Ленив, работает только импульсами. Рон не может заранее распланировать свой день (и уж тем более подготовку к экзаменам). Графики для него обременительны. Получается, что Рон – иррационал.

2.экстраверт/интроверт.

Рон очень любит быть в центре внимания (лишняя возможность выделиться). Он может с одинаковым энтузиазмом пересказывать как историю о ночном нападении Сириуса Блэка, так и о своём вратарском триумфе. Он любит похвалу, которой ему, по видимому, не хватало с детства (он даже преувеличил свою роль в спасении Габриель, чтобы его похвалила Флёр). То есть Рональд стремится быть в центре внимания, ему это нравится (яркий пример – сцена с зеркалом Еиналеж). Рон – общительный молодой человек, без труда заводит знакомства, при разговоре с чужими людьми не испытывает дискомфорта. Вспомните, как легко он подружился с Гарри. За очень короткое время он успел рассказать очень много о себе и своей семье. Также Рон – импульсивный человек, не задумываясь, может кинуться в драку. Его легко спровоцировать. Из вышесказанного следует, что Рон – экстраверт.

3. логик/этик.

Стоит вспомнить замечательную способность Рона к шахматам. Здесь он может быть гениальным стратегом. Рон умеет проявить себя в том, что ему интересно. Ради дела, он может проявить твёрдость, настойчивость (та же авантюра в МинМагии). При этом он лишён чуткости, не ловит «волну» собеседника. Вспомните, какие едкие замечания он отпускал в адрес Гермионы (которая и без того была на пределе) в период, когда пропал Скабберс. Данному персонажу присущи черты, как этика, так и логика, но, грубо говоря, логические характеристики сильно перевешивают. Вывод: Рон – логик.

4. сенсорик/интуит.

Как было сказано выше, Рон рассеян и неаккуратен. Интуит склонен уходить мыслями в прошлое (так и Рон может долго варится в своей обиде на кого-то). Рон – мечтатель (опять, как пример, зеркало Еиналеж). С детства, находясь в тени своих братьев, он отчаянно хочет выделиться, показать себя. Проблема в том, что он зачастую не знает, как именно это сделать. Рону нужно «всё и сразу». Кроме того, он не может долгое время выполнять однообразную, рутинную работу – будь то наказание у Филча или домашнее задание. Таким образом, Рон – интуит.

Рональд Уизли:

- иррационал;

- экстраверт;

- логик;

- интуит.

Психотип – Дон Кихот.

Что в соционической науке говорится об отношенческой модели Штирлиц-Дон-Кихот (соответственно, Рон-Гермиона)?

Цитируем: «Отношения социального заказа: все, что говорит и делает Приемник заказа (далее - Дон-Кихот), Передатчику заказа (далее - Штирлицу) кажется не слишком важным и значимым, а Штирлиц, наоборот, воспринимается Дон-Кихотом как весьма значительная фигура. Социальный заказ Штирлица невозможно не выполнить. Штирлиц не склонен считаться с Дон-Кихотом, видя в нём более слабого партнера, поэтому он стремится покровительствовать Дон-Кихоту, руководить им, а то и поучать его. Естественно, что Дон-Кихот норовит, при случае, отдалиться от Штирлица. В семье эти отношения удовлетворительны только в том случае, если Дон-Кихот занят какой- то активной деятельностью вне семьи. Если же такой деятельности нет - велика вероятность конфликта вплоть до разрыва.

Такие отношения действительно очень сложны. Не всегда люди могут разобраться в причинах возникновения той или иной проблемы, в результате чего конфликт только усугубляется. Следует отметить, что при данной модели отношений партнерам ничто в принципе не мешает тепло относиться друг к другу, даже дружить, но им просто необходим отдых друг от друга, а о продолжительных любовных отношениях в таком случае, не может быть и речи.

Далее мы приведём для примера несколько цитат, подтверждающих, что в паре Р/Г существуют именно подзаказные отношения.

Гермиона (заказчик) постоянно критикует Рона (подзаказного), что для неё вполне естественно. Рон же не может или не хочет отнестись к замечаниям подруги разумно: они его очень задевают, вызывая агрессию:

– Ты неправильно произносишь, - ругалась Гермиона. – Надо говорить «Вин – гар – диум Леви – о – за», «гар» должно быть длинным и раскатистым.

– Сама и говори, раз такая умная, - злился Рон.

Гермиона засучила длинные рукава платья, лихо прищелкнула палочкой и сказала:

– Вингардиум Левиоза!

Перышко поднялось над столом и затрепетало в воздухе футах в четырех над головами у детей. ( ГП и ФК, гл. 10)

Проходит несколько лет, но мало что меняется...

Ты неправильно двигаешь палочкой, – заметила Гермиона, критически поглядев на Рона, – надо не взмахивать, а… как бы это сказать… делать резкий выпад.

- Вороны – это тебе не лягушки, – процедил Рон. ( ГП и ОФ, гл.18)

Критика Гермионы, заметим, не ограничивается лишь рамками учёбы: в не меньшем количестве она присутствует и в повседневном общении ребят:

- Если у тебя эмоциональный диапазон, как у чайной ложки, это не значит, что и у нас такой же, – сварливо произнесла Гермиона и взялась за перо. (ГП и ОФ, гл.21)

Также у заказчика Гермионы есть нехорошая склонность к некоторому пренебрежению мнением подзаказного Рона. Часто это происходит на каком-то подсознательном уровне, так, что герои сами не замечают подобного отношения друг к другу. Только в жизни, так или иначе, все всплывает наружу, становится заметным, пускай и в таких мелочах, как детские споры:

– Но если он будет с нами, – горячо заспорил Рон, обращаясь к Гермионе, – Блэк не осмелится...

– Ой, Рон, не говори ерунды, – отрезала Гермиона. – Блэк убил уже кучу народу, причём на глазах у других людей. Ты и правда думаешь, что из-за нас он побоится напасть на Гарри? ( ГП и УА, гл.5)

Также наглядным примером подобного отношения является случай, произошедший с ребятами на третьем курсе. Вспомним о якобы «съеденной» крысе Рональда – Скабберсе: Гермиона, даже гипотетически понимая возможную вину своего кота, продолжает настаивать на том, что этого быть не могло, уличая Рона в необоснованных обвинениях. Складывается впечатление, что девушка больше уверена в своём питомце, нежели в своём друге.

Ещё один важный аспект отношений социального заказа - явное неравенство партнеров. Как правило, Гермиона (заказчик) чувствует своё превосходство над Роном (подзаказным) и не особо пытается это скрывать: критикует, поправляет, поучает, спорит и т.д. Вполне понятно, что Рону это доставляет дискомфорт и крайне неприятно, но он, в силу своего психотипа, ничего не может с этим поделать и как-то изменить ситуацию в отношениях с Штирлицем в свою пользу.

- Если подумать, покушение было проведено не очень-то умно, - сказал Рон, мимоходом вытряхнув какого-то первокурсника из удобного кресла у огня и усевшись туда сам. – В итоге проклятие даже не попало в замок. Не слишком надежный способ.

- Ты прав, - согласилась Гермиона, ногой спихнув Рона с кресла и жестом предложив первокурснику снова занять свое место… (ГП и ПП, гл.12)

Или вот ещё один очень показательный момент:

Она



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса