Аллюзивные толкования имен и фамилий персонажей книг Джоан Роулинг
СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Аллюзивные толкования имен и фамилий персонажей книг Джоан Роулинг

Автор: Анна Соколова

Death Eaters

Avery

(на суде заявил, что все время действовал под Imperius)

aver - утверждать, заявлять, доказывать (юр.)

Этимология: вариация германского имени Alberic, от «oelf» - эльф + «ric» - власть.

Этимология: Jonh Avery – знаменитый пират конца 17-го века.

Ludovic Bagman

(раскаялся и оправдан, стал работать в Министерстве Магии на посту главы Департамента магического спорта и спортивных состязаний)

bagman - 1) коммивояжер 2) старьевщик 3) человек, который занимается в шайке распределением денег, полученных путем рэкета, вымогательства и т.п. (амер. сленг)

Этимология: Ludo - игра в кости. По латыни это слово обозначает «я играю».

"victor ludorum"(лат.) - победитель в игре.

Так же обозначает « Тот, кто носит сумку».

Вполне вероятно, что он «кассир» или зиц-председатель ("который сидит").

Crabbe

crabbed - ворчливый, несдержанный, раздражительный

Этимология: Так называют того, у кого странная походка, напоминающая краба, или же - вздорного человека: crab-apple – дикое яблоко.

Этимология: крабб (от нем. Krabbe)- декоративная деталь в виде стилизованных листьев, цветов на пинаклях, вимпергах и других элементах готических зданий.

Этимология: синдром Краббе (morbus Krabbe)- относится к группе лейкодистрофии (наследственное заболевание нервной системы), характеризуется нарушением психики и интеллекта, прогрессирующим слабоумием.

Bartemius Crouch Jr.

(получил поцелуй дементора в Четвертой книге)

crouch - припадать к земле; согнуться, сжаться, склониться, согнуться ( почтительно, подобострастно ); принять подобострастную позу б) низкопоклонствовать, пресмыкаться, раболепствовать.

Этимология: Bartimaeus -- слепой нищий, которому со словами "Иди, вера твоя спасла тебя", Иисус вернул зрение.

Этимология: crouch - устаревшая форма слова «cross» - крест.

Antonin Dolohov

(в Азкабане)

Этимология: Св. Антоний – покровитель свинопасов

Этимология: Долохов – герой «Войны и Мира» - «семеновский офицер, известный игрок и бретёр». Долохов – один из авторов эзотерического психотренинга Симорон.

Goyle

goyle (идиш) - 'тот, кто сослан'

Этимология: глубокая канава или ущелье

Этимология: Gargoyle – дракон, живший в Сене.

Igor Karkaroff

(сидел в Азкабане, раскаялся, стал Директором Дурмштранга)

Этимология: предположительно от финского «karkuri» - дезертир, беглец, "karkaus" - побег, бегство. Или русского «каркать» - в значении «предвещать беду».

Rodolphus Lestrange

(в Азкабане до Пятой книги)

strangulation (fr) – удушение

strange - чужой; чуждый; незнакомый, неизвестный, странный, сдержанный, холодный

Этимология: Rodolphus - от старогерм. hrothi "молва" + vulf "волк"

Этимология: Сэр Roger L'Estrange – английский журналист и памфлетист времен гражданской войны в Англии, поддерживавший роялистов. После неудачной попытки роялистского штурма в Норфолке заключен в тюрьму. Через четыре года совершил побег, укрылся в Голландии, позже был помилован и вернулся в Англию.

Mrs. Lestrange (Black), Bellatrix

(в Азкабане до Пятой книги)

strange woman — блудница (устар.)

Этимология: Bellatrix -звезда второй величины в созвездии Ориона; лат. "воительница"

Rabastan Lestrange

(брат Родольфуса, в Азкабане до Пятой книги)

Rabastan - французская дворянская фамилия

Walden Macnair

(раскаялся, стал палачом при Комитете по Уничтожению Опасных Существ)

Этимология: wald (нем.) - лес

Этимология: в переводе с Gaelic - языка шотландских кельтов "mac"+"naire" - сын + грех. Блудный сын.

Этимология: Walden персонаж романа Henry David Thoreau "Walden or Life in the Woods" - "Уолден или Жизнь в лесу.

Lucius Malfoy

Этимология: распространенное имя в среде римской аристократии (его носили многие римские императоры и философ Сенека).

Lucifer – светлый. В то же время это имя низвергнутого ангела, в различных мифах порой ассоциирующегося с Прометеем или с Апполоном. Он хотел стать равным богу. В демонологии - демон гордости, надменности.

Этимология: реальная французская фамилия. Malfoy, или родственные Malfoi, Malfois – обозначает того, кому нельзя доверять.

Этимология: maleficus (лат.) злодей; в средние века так именовали ведьм; maleficium (лат.) вред; колдовство; в средневековой юриспруденции - вред (посредством колдовства); Malleus maleficarum - "Молот ведьм".

Mulciber

(специализировался по заклинанию Imperius, в Азкабане)

mulch – перегной

Этимология: второе имя Вулкана/Гефеста – бога-кузнеца на Олимпе, низвергнутого Зевсом.

Nott

not – нет

Этимология: десятая руна Nyd (или Not) с фонетическим значением [N], содержание этой руны в древнеанглийской традиции формируется вокруг понятия «потребность».

Этимология: в средневековой Англии так именовали плешивых.

Peter Pettigrew

«pet» + «grey» - домашнее животное + серое

Этимология: на старо-французском petit+cru обозначает маленького (невысокого, мелкого) человека.

Algernon (в американском издании Augustus) Rookwood

(работал в Департаменте Тайн Министерства Магии, местонахождение неизвестно)

rook - жулик, мошенник, плут, шулер. обманывать, мошенничать; нечестно играть ( в карты ); выманивать деньги; обдирать, обсчитывать ( покупателя )

wood – лес, лесной

Этимология: «Rookwood» - роман W. A. Ainsworth , описывающий деяния разбойника Дика Турпина и его подружки Черной Бэсс.

Этимология: Algernon Blackwood (1869 - 1951) - английский писатель в жанре историй о привидениях и о сверхестественном. В том числе писал и для детей. Одна из его новелл называется: "Dudley and Gilderoy: A Nonsense" (1929).

Evan Rosier

(убит аврорами за год до падения Волдеморта)

Этимология: поэтическое название куста дикой розы.

Этимология: в демонологии - демон похоти.

Этимология: Pilatre de Rosier - французский ученый, первым высказал предположение о возможности подняться в воздух на аэростате и стал первым человеком, сделавшим это - на воздушном шаре Монгольфье (15 октября 1783 года).

Severus Snape

(оправдан по поручительству Дамблдора, стал шпионить в пользу Министерства и преподавать в Хогвартсе)

severe - строгий, суровый; требовательный; критически настроенный; скрупулезный; педантичный.

snape - /(shipbuilding) To bevel the end of a timber to fit against an inclined surface/ (судостроит. термин) "спиливание конца шпангоута (поперечного ребра жесткости), чтобы соответствовать наклонной поверхности".

snap (to) – говорить отрывисто, раздраженно; набрасываться; внезапный мороз. По словам Ролинг, прообразом Снейпа послужил ее школьный учитель по фамилии Nettleship (nettle – раздражать, сердить).

Этимология: (по словам Ролинг) Snape – название городка, от староангл. snoep – зимнее пастбище, исп. для названия земли, слишком заболоченной, чтобы ее возделывать.

Этимология: римский император Септимиус Северус (Caesar Lucius Septimius Severus Pertinax Augustus 146-211гг.) – родоначальник династии Северов. Его молодость была полна безумств и преступлений. Вел спартанский образ жизни, отличался крутым нравом и подозрительностью. Перед смертью сказал: «Я был всем, и все это ни к чему».

Этимология: "snake" - змея (символ Слизерина).

Travers

(в Азкабане)

traverse - проход, путь, препятствие, помеха; несчастье, напасти.

Этимология: (от лат. transversus поперечный), направление, перпендикулярное курсу судна. «Быть на траверзе» какого-либо объекта: находиться на линии, направленной на этот объект и составляющей прямой угол с курсом судна.

Wilkes

(убит аврорами за год до падения Волдеморта)

wile - хитрость, уловка; обман, прием, ухищрение; завлекать, заманивать, приятно проводить время

Этимология: John Wilkes (1727-1797) – английский политик эпохи Просвещения, отличавшийся распутством и острословием.

Remus Lupin

Remus (Рем) , по римскому преданию, брат-близнец Ромула (Romulus) - первого царя Рима, вместе с ним основавший г. Рим (8 в. до н. э.). По легенде, Ромул и Рем сыновья Реи Сильвии и бога Марса были вскормлены волчицей и воспитаны пастухом.

Несомненно, что у фамилии Lupin и английского слова "lupine" - "волчий" – при чтении одинаковое ассоциативное восприятие, однако французское происхождение этого слова – более интересно.

"Оборотня" французы чаще всего называют "loup-garou", но, кроме этого поименования, существует еще огромное количество других, которые приведены в Волчьем Словаре.

По-французски "Lupin" - это тоже "волчий", однако слово – староупотребительное. В современном французском слово Lupin – обозначает pois de loup (lat. Lupinus) - "Волчий горох" - растение, используемое в качестве корма или как удобрение.

Не нужно забывать, что с этим растением тоже не все чисто - по свидетельству Демокрита, темные колдуны прошлого использовали цветы волчьего гороха, вымоченные в соке цикуты, чтобы портить землю.

Фамилия Lupin сразу же ассоциируется с героем серии полицейских романов начала прошлого века Арсена Люпэна (Arsene Lupin)- «грабителем из высшего общества», «городским Робином Гудом».

По мотивам романов об Арсене Люпэне с конца 60-х годов стал выходить (и выходит до сих пор) мультипликационный сериал «Люпин-Третий». Герой – внук Арсена Люпэна и определяется, как «сыщик-вор», то есть персонаж весьма двойственный по восприятию. Комментатор предполагает, что Роулинг, под впечатлением героя этого сериала и его не менее двойственного «деда», дала очень неоднозначному профессору Люпину столь подходящую фамилию, чтобы подчеркнуть его загадочность.

Европейские исследователи литературного персонажа Арсена Люпена находят в книгах о нем большое количество герметических символов и связей с масонством, т.е. членством в «тайном обществе», «ордене».

В 5-м веке, вследствие распространения католической доктрины, насильственно заменявшей ранне-православную, более лояльную к язычникам, и ужесточения позиции христианской церкви по отношению к ереси и друидам, образовался ряд городских и лесных «братств».

Реально существовавший епископ Saint Loup (Святой Волк), противостоявший римскому полководцу Аттиле, сыграл в этом процессе важную роль и, в соответствии с языческими традициями, его имя было приравнено к именам местных божеств. Члены оккультных обществ, предшествовавших современному франкмасонству, и живших преимущественно в лесах, стали называть себя «волками» или «lupins» - «волчьими», а во всех сектах детей стали называть «детьми волков».

В соответствии с современным масонским кодексом сыновей масонов по-прежнему зовут волчатами.

Слово «Люпэн» имеет еще более далеко уходящую морфологию, которая с позиции герметической кабалы составлено из названий двух из четырех галло-римских богов

«Leu» - волк, «Pen» - орлан.

Старый масонский символ – кентавр, держащий на носу сосновую шишку (centaure – le pin), создан с помощью так называемого «языка птиц», или «герметической кабалы», из «Can» - собака, «Tur» - бык, «Leu» - волк, «Pen» - орлан. Символ этот часто присутствует в средневековых скульптурных изображениях, украшающих соборы (несвободу слова компенсировали свободой готической архитектуры - этот вопрос широко исследован Фулканелли)

В результате слияния четырех слов получилось: CENTVR LEVPIN или saint Turlupin (персонаж, до сих пор аллегорически используемый масонами). Второе слово LEVPIN, которое звучит как «Люпэн».

Очень любопытен тот факт, что в соответствии с традициями герметической кабалы Собака и Волк символизируют два основных элемента алхимии – Серу и Ртуть, из которых один неизбежно должен быть уничтожен в алхимическом процессе, но и второй в этом процессе распадется.

Насколько соотносятся книги о Гарри Поттере с постулатами алхимии - покажет время, но, во всяком случае, Собака-Сириус и Волк-Люпин - одни из основных героев повествования.

Sirius, just Sirius

Охота на Сириус

Маленькой Кошки

“Я подожду,
пока в лучах стеклянных
Сам Сириус –
с египетской, загробной,
собачьей головой –
Взойдет”.
А. А. Тарковский

Самая яркая звезда земного неба - Сириус. Это название принято производить от греческого Сериос, т. е. "жгучий, знойный". При этом ссылаются обычно на то, что Сириус появлялся на ночном небе в период наибольшего зноя (июль-август), и поэтому древние якобы полагали, что жара идет не от Солнца, а от Сириуса. Существует также версия, что поскольку Сириус - альфа Большого Пса, то греки называли его также и по созвездию, т. е. "собака". Под влиянием греков использовали это имя и римляне, и ученые арабского мира. У Омара Хайяма эта звезда - Собака Великана. Наиболее ранней версией последней интерпретации являлась, по-видимому, мифическая "гончая Индры". Однако в санскрите, наиболее близкому к Ригведе языку, слово “сиар”, к которому иногда сводят происхождение названия Сириуса, имеет значения именно “сиять”, “сиятельный”.

Сириус был выделен людьми первым среди звёзд, и история его многочисленных названий является наиболее древней. Наибольшую роль Сириус играл в астрономии и астролатрии Древнего Египта, так как в период Древнего Царства (конец IV - начала III тысячелетия до н.э.) гелиакический восход Сириус совпадал с началом ежегодного разлива Нила, самым важным событием в египетском сельскохозяйственном году (он давал новую жизнь опалённой зноем стране и приносил на поля плодородный ил). Поэтому древние египтяне совершали богослужение Сириус как "предвестнику нового года и наводнения" (эти слова вырезаны на табличке из слоновой кости, найденной в гробнице в Абидосе времен I династии). Считается, что при постройке многие храмы Египта ориентировались на точку восхода Сириуса.

Один только раз за 1461 год утренний восход Сотиса над городом Мемфисом происходил одновременно с началом разлива Нила. Этот день египтяне сделали началом солнечного года в 365 дней, который почти без изменений дошел до наших дней. О четырех таких восходах остались записи в Риме (Пензорин): первый из них случился в 4241 году до нашей эры, то есть в глубокой древности, когда еще не было в помине и пирамид. Конечно, восходы были и раньше, но первый, отмеченный в записях, относится именно к этому году.

Существует древнеиранское свидетельство (известное иранистам) о поклонении птице, относящей семена различных растений к источнику. Из этого источника пьет дожденосная звезда Тиштриа, она же Сириус. Потом, с дождями семена возвращаются на землю.

Уже в глубокой древности Сириус считался воплощением богини Сопдет (больше известной под её греческим именем Сотис), покровительницы умерших. Позднее Сопдет была отождествлена с Исидой, и возникла легенда о том, что слеза Исиды, оплакивающей убитого Осириса, падает в Нил, переполняет его и вызывает наводнение. Сопдет (Сириус) являлась также первым звёздным деканом. Изображалась она в виде коровы или женщины с коровьими рогами. А вот Анубис – страж загробного мира – действительно изображался как мужчина с собачьей головой. И здесь, похоже, один образ наложился на другой. И недаром, ведь Сириус – двойная звезда.

Е.Блаватская пишет:

"Сотис-Сириус обладал и по-прежнему обладает мистическим и управляющим влиянием по всем живым небесам и связан почти с каждым богом и богиней... Считалось, что душа Осириса пребывает в существе, которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в руке и плетью через плечо. Сириус есть также Анубис и непосредственно связан с кольцом "Не преступи"; кроме того, он идентичен с Митрой, персидским богом Мистерий, и с Гором, и даже Хатор, называемой иногда богиней СотиСириус Будучи связан с Пирамидой, Сириус вследствие этого был связан с посвящениями, которые происходили в ней".

Блаватская также отмечает, что Сириус почитается оккультистами, потому что он связан с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой форме, - с Меркурием.

В южных широтах после появления на небе Сириуса обычно наступало самое знойное время года. Римский Сенат за двадцать дней до появления Сириуса просто разбегался, и без малого полтора месяца сенаторы не торопились собираться снова. Асторологи уверяли, что именно в этот период яркая звезда способствует лихорадкам и вызывает бешенство у собак. Может быть, потому и называли римляне звезду, приносящую зной, Собачьей звездой – Стелла каникула. (Канис по-латыни – “собака”).

Римский астролог Манилий сообщает, что жрецы в области Тавра использовали наблюдение восхода Сириус, производившемуся с вершины горы, и на их основе предсказывали погоду, болезни, союзы, войну и мир. О воздействии этой звезды Манилий пишет: "Когда брошенные её ликом лучи пронзают землю, мир провидит свой рок, свою гибель в огне... такое пламя изливает эта звезда, что превосходит все остальные, вместе взятые". Рождённые в момент восхода Сириус "будут обладать неукротимым духом и буйным нравом".

Восьмиконечная звезда в азербайджанской мифологии обозначала Сириус - звезду всех путников, светило, организующее великое пространство и время

Сириус в персидской мифологии считалась звездой, вызывающей дождь;

В ведической литературе Сириус назван Вождем Звезд, древние персы называли его Стрелой, народы Океании – Орлом, Небесной Межой, китайцы – Небесным Волком.

Арабы дали Сириусу имя, означавшее "ярчайшая звезда того, кто пересек (Млечный Путь)" и связанное с легендой, в которой фигурировала также звезда Процион ( aльфа Малого Пса).

В древнеиндийской мифологии: название звезды Сириус - Тишья (Tisya) или Кали-юга. Дважды упоминается в "Ригведе". Ведийский Тишья восходит к индоевропейскому tri-striios, Тишьяе. "относящийся к созвездию из трёх светил" и может быть сопоставлен с авестийским Тиштрйа - в зороастризме (в "Младшей Авесте") божество, олицетворение звезды Сириус, предводитель всех созвездий ночного неба. Эпитет Тишья - aurusa - переводят либо как "белый", либо как "красный". Главная функция Тишья - низведение на иссушённую летним зноем землю благодетельных вод.

Сам же Большой Пес мифологически связан с Орионом. Приведем здесь один из вариантов мифа о беотийском великане-охотнике. Ни одна добыча не могла ускользнуть от него. Причиной такой удачи были не только меткий глаз и твердая рука Ориона, но и то, что рядом с ним всегда был его верный Большой Пес – самая быстроногая собака на свете. Он догонял любого зверя, даже не задетого стрелою хозяина.

Рассказывали, что лишь один заяц избежал участи стать трофеем неутомимых охотников. Когда Большой Пес погнался за косым и стал его настигать, тот бросился в ноги Ориона и прижался к нему. Хоть и безалаберный характер был у охотника, но сердце он имел доброе. Поднял он дрожащего зверька на руки, отогнал собаку и отпустил зайца на свободу.

Существует легенда, что Египетская и Шумерская цивилизации были основаны пришельцами с Сириуса. Пифагор, рассказывая своим ученикам о путешествии к древним халдеям, говорил: “Узнав, что недалеко от города Ура живут потомки древних халдеев, я поехал туда”. (Начало V века до н. э.) “Я остановился подле многих высоких каменных столбов, покрытых различными знаками. Спавший тут старик подошел ко мне и, проникнув в мою мысль, говорил: “Почтенный путешественник! Ты находишься в земле Кельбенцев, мы так называемся по земле Сириуса (Кельб, или созвездие Пса). На сих памятниках мы исчислили небесное течение его, дабы продлить его память...” Считается, что с отцом Ра на планету Земля прибыли его три сына: Осирис с женой Изидой; Тот с женой Маат и младший сын Сет — неженатый. Они научили египтян выращивать и обрабатывать зерно, обучили ремеслам и ведению домашнего хозяйства, а состарившись вернулись на небо. На смену Тоту I пришел Тот II, впоследствии древние греки называли его Гермий Трисмегист (или Гермес Триждывеличайший), построивший первую Великую пирамиду.. В конце VI века до н. э., во времена, когда Пифагор обучался в Египте, жрецы Конопский, Гелиопольский, Мемфийский еще сохраняли в неприкосновенности учение Трисмегиста, но, по указанию Верховного жреца — Гиерофанта Фивского, из этого учения сделали таинство, ибо официально оно преследовалось.

В двух астрологических фрагментах Зороастра описываются возможности предсказаний на основании наблюдений восхода Сириус Согласно одному фрагменту, должен быть определен знак Зодиака, в котором находится Луна в утро восхода Сириус Если Луна во Льве, зерно, масло и вино будут в изобилии, произойдут сражения, царь появится и т.п. По другому фрагменту, для предсказания важен тот знак Зодиака, в котором Луна находится во время грозы, первой после утреннего восхода Сириус В этих методах предсказания древняя иранская идея о том, что Сириус приносит дождь и гарантирует, таким образом, урожай, соединяется с вавилонской идеей о влиянии Луны и знаков Зодиака.

Указания на то, что восход Сириус (Тиштрйа) соотносится каким-то образом с урожаем, встречаются и в "Авесте". О значении этой звезды в зороастризме можно судить по свидетельству Плутарха ("Об Исиде и Осирисе"): "После этого Хормазд (Horomazes), увеличив свои размеры в три раза, поместил себя на таком расстоянии от Солнца, на каком от Солнца находится Земля, и украсил небо звёздами. Одну звезду, Сириус, он поставил выше всех остальных, как стража и надсмотрщика".

Древние германцы назвали Сириус "Lokis Brand" - "Огонь Локи" (Локи - коварное божество скандинавской мифологии).

Первая загадка Сириуса стала широко известной после публикации в 1976 году книги Роберта Темпля "Загадка Сириуса", в которой впервые были изложены и обработаны для массового читателя исследования французских антропологов по тайным мифам африканского племени догонов. По версии Темпля мифы догонов, основанные на поразительно точных астрономических данных о наличии белого карлика (Сириуса B) возле основной звезды Сириуса А, являются свидетельством палеоконтакта с представителями внеземной цивилизации. Позднее само существование подобных мифов стало отрицаться вообще, повторные экспедиции, проведенные в 80-90 годах, не обнаружили ничего подобного описанному французами в мифах догонов. Однако, на основе оригинальной работы французов 50-го года на сегодняшний день сложилась детальная разветвленная мифология Сириуса, в которой любопытным и часто неожиданным образом переплетаются герметическиие обряды древнего Египта, индоевропейские мифы о посаженном на цепь Псе, угрожающем гибелью всему живому, и многочисленные современные сочинения о меняющих облик ящероподобных пришельцах

Согласно астрологической традиции, идущей от Птолемея, Сириус оказывает влияние, подобное Юпитеру и, в меньшей степени, Марсу (а согласно Девору - в сочетании с влиянием Луны). Интересно, что Птолемей, как и другие греческие и римские авторы, говорит о Сириус как о звезде красного цвета, тогда как арабские астрономы конца I тысячелетия н.э. видели Сириус белой звездой (как и в наше время). В частности, Сенека (I в. н.э.) писал: "Краснота Собачьей звезды глубже Марса". Возможно, спутник Сириус был ранее красным гигантом, подавляющим своим излучением голубизну Сириус; вспышка же новой звезды зарегистрирована не была по тем или иным причинам. Однако обращение к китайским источникам делает ситуацию ещё запутаннее: Сыма Цянь, который в начале I в. до н.э. суммировал опыт предшествующих поколений астрологов Китая, пишет о Сириус как о звезде, сияющей чистым белым цветом... Еще более обострила проблему находка в 1985 году текста эпохи Меровингов в западногерманской библиотеке. Текст написан в шестом веке Григорием Турским, в нем содержатся инструкции по определению времени начала ночной службы в монастыре по положению звезд. Сириус с нем упоминается как "Stella Splendida", а также как Rubeola - красная или "ржавая" звезда

Эта вторая загадка более ста лет привлекает внимание ученых. Одни специалисты видят причину расхождения в ошибках переписчиков древних текстов, полагая, что Сириус на памяти человечества оставался всегда неизменным. Другие склоняются к тому, чтобы поверить Птолемею и Сенеке и признать возможность больших перемен, происшедших с Сириусом за ничтожно малый по космическим масштабам срок – порядка 700–800 лет. По ряду гипотез красный цвет Сириуса мог быть вызван существованием в прошлом рядом с современным Сириусом А красного гиганта - Сириуса B, который позднее превратился в белого карлика, звезды малого размера большой массы. Проблема состоит в том, что в современной астрофизике просто нет таких механизмов, которые обеспечили бы подобное превращение за столь короткий срок. Находка текста эпохи Меровингов ограничивает срок всего несколькими столетиями (любопытно, что в мифе о догонах говорится о 240 годах, в течении которых произошло превращение). Такое мгновенное по астрономическим масштабам, гладкое, без каких-либо следов катастрофы превращение не может быть объяснено современной астрофизикой.

Многие астрологические традиции считают, что с изменением цвета Сириус произошло и изменение его воздействия; и в то время как 2000 лет назад воздействие Сириус можно было считать в целом неблагоприятным, в наши дни оно является в основном позитивным.

Так, де Люс отмечает, что в соединении с Солнцем Сириус приносит успех в бизнесе и дела, связанные с правительством. Вместе с тем, если другие показания гороскопа не противоречат, человеку с выраженным Сириус в натальной карте следует опасаться ран или смерти от собак (такая интерпретация влияния Сириус является очень древней и связана с положением Сириус в созвездии Большого Пса). Соединение Сириус с Луной предвещает удовольствия, здоровье и любовь женщин. Если при этом Сатурн в соединении с Луной, то также следует опасаться смерти от диких зверей или солдат.

Эбертин и Хофман называют Сириус "королевской", но и агрессивной звездой. При благоприятных соединениях Сириус обещает славу, почести, богатство. Но на ASC и в соединении с Марсом он весьма опасен, поскольку слишком честолюбивые стремеления часто приводят к опасным препятствиям и даже покушениям на жизнь. В VIII доме Сириус может дать "славную" смерть - с почестями и уважением к погибшему. В хорошем аспекте к Марсу и Юпитеру и вблизи Меридиана эта звезда обещает большое богатство и удачу в коммерческих делах и в деле управления государством. Сириус в соединении с Солнцем встречается в картах самых известных и прославившихся людей.

В авестийской традиции Сириус связан с силами Юпитера, Селены и Луны (в некоторых источниках также Солнца). Являясь символом духовной мистической помощи, Сириус даёт высший авторитет и духовную поддержку, дарует счастье, религиозность, особенно в одиночестве. Человек с проявленным Сириус в гороскопе обладает высшими оккультными способностями, перед ним открываются все тайны, но только не в том случае, если он озабочен семьей. Сириус часто встречается в гороскопах врачей и алхимиков. Для человека с проявленным Сириус в натальной карте характерны творческие перемены в жизни, такой человек свободно меняет творческую ориентацию. Однако если человек безответственно относится к своей жизни, то он быстро опускается на дно. В медицинском плане Сириус, при других соответствующих показателях гороскопа, несет опасность отравлений.

В теории системной интерпретации звёзд Д.Куталёва Сириус как альфа Большого Пса соотносится со стихией Огня на первом уровне проявления, а как звезда спектрального класса A1 связывается с энергиями Луны и дополнительным влиянием Сатурна. Согласно данной теории, Сириус даёт большую энергию, направленную на служение высшим ценностям, на познание тайн мира ради счастья и благоденствия в будущем, пусть даже далёком и нереальном. Но тот факт, что Сириус - кратная звезда, указывает на трудности овладения энергиями данной звезды, на многочисленные препоны, встречающиеся на пути, на частые перепады жизненных сил. В медицинском плане Сириус - очень важная звезда, которая, в зависимости от обстоятельств, может дать и чудесное исцеление, и тотальное разрушение организма.

Мародеры

Все ниженаписанное не более, чем попытка реконструировать логику Джоан Ролинг, которой она следовала, выдумывая клички «Мародерам», дать объяснение тому, почему в переводе были использованы определенные термины, а заодно и упомянуть краткие мифологические коннотации, заложенные в книгах о Гарри Поттере.

Наиболее спорные моменты будут выделены курсивом, чтобы избежать заведомого обвинения в притягивании фактов за уши.

Не секрет, что Ролинг очень часто обращается к кельтской мифологии, об этом упоминает и она сама, когда рассказывает о том, каким образом подбирала своим персонажам волшебные палочки, об этом свидетельствует и таинственная Арка за Покровом, несомненно пришедшая из друидических представлений о Потустороннем, Нижнем мире (кельты полагали, что такие врата выглядят как лабиринт, изгибающийся спиралью и покрытый туманом, и существуют во многих местах, а переход в потусторонний мир наиболее хорошо происходил в темное время суток, особенно в сумерках и тумане; кстати, to pass beyond the veil означает «умереть»).

Главным богом-покровителем у друидов был рогатый бог лесов или зеленый человек, представляющий мужскую сущность всей земли. Это один из самых древнейших богов, и наиболее почитаемый среди прочих кельтских богов. У него было множество имен и лиц – Кернуннос (Цернуннос), Рогатый, Херн-охотник, Оленерогий, Могущественный Керн, Повелитель животных, Властелин Зимы. По преданиям, он и сейчас бродит в густых дремучих лесах.

Рогатый Кернуннос - бог охоты и травли, божество умирающей и воскресающей природы, охотник и зверь в одном лице, ассоциировавшийся с плодородием и мужской силой. Он покровительствует воинам, захватившим чужие земли и трофеи, то есть только тем, кто уже имеет первую военную добычу (к тому времени, когда Гарри научился вызывать Патронуса, он уже победил Василиска). Служители Кернунноса – исключительно мужчины. Олений рог символизирует борьбу зимы с весною, или темных сил со светом. В британском фольклоре он появляется именно как "Херн-Охотник" (Шекспир упоминает о его дубе в Виндзорском лесу), иногда в этой роли выступает и Мерлин, разъезжая на олене по лесам.

Prongs – буквально «острие оленьего рога» или «прокалывать» - такую кличку выбрал себе Джеймс Поттер, став анимагом и научившись превращаться в белого оленя. То есть он, фактически, является воплощением бога-покровителя, или, если угодно, патронуса, Кернунноса.

Все потенциально возможные в переводе упоминания «Рогатого» могли бы вызвать ненужные ассоциации, появившиеся значительно позже, в средневековой Англии, когда рога стали символом позора, презрения, порочности и обманутого мужа. Это связано с тем, что христианство ассоциировало Рогатого Бога с дьяволом и силой зла.

Поэтому Джеймс Поттер в переводе носит кличку «Задира», чтобы сохранить хотя бы ассоциативную связь с символом исходно мужской сущности.

Хотя можно было и «Охотником» назвать.

В ночь Самайна, ночь на 1 ноября (изначально - в семнадцатый день второго лунного месяца после осеннего равноденствия), по преданию Херн-охотник (ипостась Кернунноса) скачет во главе Дикой Охоты. Если выиграть у него состязание, то он выполнит желание. В Самайн открываются холмы, и сиды свободно бродят меж людей. Любой человек в это время может встретиться и говорить с сидами и богами. Наступал краткий период битв, союзов, браков людей с обитателями сида, уплаты или отсрочки всевозможных долгов. Во время Самайна умирали великие герои и боги (в ночь Самайна лишился своей силы Волдеморт и погиб Джеймс Поттер).

В псевдо-валлийской мифологии Дикая Охота носит несколько иной характер, чем в средневековых и скандинавских преданиях. Друиды, владевшие тайнами переходов в Нижний Мир, могли вызвать Дикую Охоту сознательно, иным же людям она могла явиться против их воли. И в кельтской традиции Дикая Охота и Нижний Мир не носили демонического характера, хотя для простых людей могли представлять и опасность, но встреча с Дикой Охотой не всегда предвещала беду. Выглядела Дикая Охота следующим образом: впереди всадников с громким лаем мчались белые собаки с красными ушами (характерные цвета животных из потустороннего мира в кельтской традиции). В валийском фольклоре их называют Кон Аннон – «свора Аннона» или «Псы из Преисподней».

Однако Черные Псы (в отличие от белых) – все же наиболее распространенные участники Дикой Охоты. В фольклоре народов Западной Европы Дикая Охота – это процессия мертвецов, которая мчится по небу. Когда с неба доносится чудовищный рев, в лесу начинают гнуться и падать наземь деревья, с домов срывает крыши - значит, началась Дикая Охота. По небу проносится кавалькада призрачных существ со сворой собак; возглавляет кавалькаду Дикий Охотник, известный также под именем Черного Всадника, - его нередко отождествляют и со скандинавским богом Одином, и с Херном-охотником, и даже с пиратом Френсисом Дрейком. Встреча с Дикой Охотой предвещает несчастье и даже смерть.

Единственное объяснение тому, что Джеймс Поттер и Сириус Блек выбрали себе в качестве воплощения в форме анимагов именно такие сущности – это Дикая Охота, которая и объединяет в одно целое Белого Оленя и Черного Пса. А «Мародерами» они могли назваться и потому, что разгульная сущность Дикой Охоты это подразумевала, и потому, что сэр Френсис Дрейк, после смерти ставший по преданию Диким Охотником, в сущности был морским мародером (кстати, его корабль, вошедший в историю, именовался «Золотая Лань» - Golden Hind, где hind – «самка благородного оленя», того самого оленя, как биологического вида, в которого воплощался Джеймс Поттер).

На корабле, кстати, найдется место и корабельным крысам, которые, как известно, сбегают первыми. Сам ли Питер Петтигрю выбрал себе крысиный облик в форме анимага, или его принудили к этому Джеймс и Сириус, неизвестно. Но определенно, что его голос не мог оказать никакого влияния на их решение и их выбор. Вполне вероятно, что Петтигрю просто поставили перед необходимостью: или – крыса, или – пошел вон. Естественно, он выбрал первое.

Но вернемся к Черным Псам.

Черным собакам в Англии вообще не повезло. В суевериях разных стран упоминаются призрачные черные собаки, но только в Англии страх перед ними приобрел масштабы национальной эпидемии. С ними связано очень много мрачных историй, в которых они предстают существами с довольно странными, а иногда и ужасными свойствами (black dog – означает «тоска зеленая; дурное настроение, уныние»). Черные Собаки или Black Hounds, иначе Черные Псы, несут смерть тому, кто их увидит. По описаниям очевидцев, это чаще всего жуткое создание размером с теленка, на четырех ногах, черное, с горящими красным огнем, огромными, как блюдца, глазами, но иногда встречаются и безголовые Черные Псы (это уж как повезет). В различных областях Англии их называют по-разному. Так, Padfoot, «Тот, кто подкрадывается» (ну или «Мягколапый», если угодно), как назвал себя Сириус Блек, называют этих призрачных псов в Стаффордшире. В Линкольншире их зовут Hairy Jack, «Лохматый Джек», в Суффолке - Galley Trot «Беглый Каторжник», В Йоркшире – Barguest, от немецкого Bargeist, что означает «Кладбищенский Призрак», А наиболее распространенное название – просто «Черный Пес» или Black Shuck, что очень сложно перевести, потому что shuck – означает «шелуха, сбрасывать (одежду)», а также «бывший заключенный» (но не исключен факт, что это слово происходит от староанглийского scucca – что означает «демон»). Именно поэтому кличка «Бродяга» в переводе показалась наиболее подходящей.

Но было побуждение назвать его «Призраком» или «Лохматым».

Grim, иначе «Жуть», как называют Черного Пса в «Гарри Поттере», – не именно Сириуса, а пугала всех магов, – это также распространенное название этих монстров. Знаменитая Гримпенская трясина, или топь, упоминаемая у Конан-Дойля в «Собаке Баскервиллей» (The Hound of the Baskervilles - будет точнее "Пес Баскервиллей") имеет те же корни. Гримы водятся чаще всего на церковных кладбищах, поэтому их еще называют Церковными Гримами, и чаще всего их можно увидеть в дождливую погоду.

В заключение можно упомянуть, что в скандинавской мифологии, которая послужила источником кельтской, есть пес Гарм (Garmr), демонический пес - чудовище в облике собаки. Перед концом ми



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса