СОКРОВИЩНИЦА ВОЛШЕБНЫХ ТЕОРИЙ ПОТТЕРИАНЫ
Новости
Теории
Фанфики
О нас
Форум

Expecto Patronus: или как функционирует магический мир

Автор: pharnabazus, Переводчик: Ольга

Магический мир под Статутом Секретности: отношения патрон-клиент в условиях чрезвычайного положения

После прочтения "Ордена Феникса" становится абсолютно очевидно, что магический мир со всеми его чудесами – царство беззакония. До этого нам попадались только намеки, на которые можно было не обращать особого внимания. То, что Сириуса Блэка приговорили к пожизненной пытке без суда и следствия, списывалось на военное время, несмотря на то, что война к тому времени уже закончилась – не упоминая уже о том, что за двенадцать мирных лет никто не удосужился пересмотреть его дело, и никто, включая Дамблдора, не находил это ужасным. Более того, в "Тайной Комнате" нечто подобное произошло с Хагридом. Хотя Министерство не было уверено в его виновности, его все же бросили в Азкабан, тоже без следствия и цинично объясняя, что нужно было "сделать хоть что-нибудь", чтобы успокоить общественное мнение.

В первых четырех книгах эти примеры несправедливости практически не касаются главных героев, и читатель остается в неведении по поводу масштабов беззакония и злоупотребления властью в магическом мире. Но в "Ордене Феникса" все вышеперечисленное обрушивается на плечи самого Гарри.

Объяснением такого бесцеремонного отношения к законности и суровейших наказаний, налагаемых не столько в качестве средства искупления вины, сколько для устрашения, служит то, что Магическое сообщество всего мира и Британии в частности уже более трехсот лет живет в условиях постоянного чрезвычайного положения. То, что положения Закона о Секретности, практически без сбоев функционируют с 1692 года, когда закон был принят, подтверждает, что подавляющее большинство населения считает эти меры необходимыми. Фактически, существующее положение дел представляется обывателям нормальным, так как если они позволят себе расслабиться, магглы обнаружат их мир и последствия будут крайне тяжелыми.

Представим себе, что магглы узнали о том, что им лгали столетиями, что изменение их памяти стало рутиной, причем делает это группа людей, равнодушных к их интересам, страхам и надеждам, войнам и страданиям. Через некоторое время, для того, чтобы не позволить маггловским авторитетам (законным и криминальным) брать под свой контроль колдунов, добавлять в арсенал своих средств достижения цели магию и уничтожать непокорных, обязательно состоялась бы попытка установить тиранию магического мира над маггловским. Непременно нашлись бы магглы, достаточно сильные для того, чтобы оказать серьезное сопротивление. С большой вероятностью, между двумя группами разгорелась бы война на уничтожение.

В результате, секретность становится необходимым условием выживания. Люди слишком часто допускают небрежности, поэтому магическое сообщество содержит множество Обливиаторов, у которых вошло в привычку быстро устранять последствия, а уже потом задавать вопросы о том, что случилось. В результате, очевидцев просто не остается – у них изменены воспоминания. В этом-то и кроется причина того, что в магической юриспруденции действует принцип "презумпции виновности" – Гарри сталкивается с этим дважды, когда его обвиняют в использовании магии лицом, не достигшим совершеннолетия, причем при свидетелях – магглах.

Так как магическое общество не может развить цивилизованную законность, не рискуя при этом собственным существованием, колдуны нашли другой способ обеспечивать защиту и безопасность. Этот способ уже был опробован в те времена, которые историки называют эрой беззакония, темным феодализмом (в Англии это соответствует временам Войны Алой и Белой Розы). Человек, не способный защитить себя самостоятельно, становился вассалом влиятельного барона – он работал на покровителя и сражался за него, а взамен получал гарантию, что находится под защитой. Никто не мог безнаказанно напасть на вассала влиятельного барона, барон следил за тем, чтобы на земли его слуг не покушались соседи или правительство и в крайнем случае вызволял слугу из заключения. Барон же, при необходимости, мог быстро собирать личную армию. В "Тайной комнате" намекается, а в "Огненной чаше" становится очевидным, что у Люциуса Малфоя имеется такая армия, составленная из бывших Упивающихся Смертью. У Альбуса Дамблдора есть Орден Феникса – причем в его составе не самые могущественные из друзей Дамблдора, но те, кому Альбус полностью доверяет. В пятом классе Гарри Поттер начинает собирать собственную армию. Да, он называет ее Армия Дамблдора, но фактически это его собственная армия. И даже небольшая ее часть (фактически, Ближайшее Окружение Гарри) оказывается способным противостоять Упивающимся Смертью (личной армии Волдеморта)

Еще больше параллелей мы сможем найти, сравнив Магический Мир с системой патрон-клиент, существовавшей в Древнем Мире. Между Магической Британией и Римской Республикой есть несколько параллелей. Крауч, отправивший сына в Азкабан, напоминает Римского судью Люция Джениуса Брута, приговорившего к смерти своего сына за попытку вернуть к власти сверженного и изгнанного тирана Tarquin. То, что Гарри, представ перед Уизенгамотом, не имеет официального защитника, тоже напоминает Римскую судебную практику: судьба человека зависит от того, что он сможет сам сказать в свое оправдание, и от усилий сочувствующих ему высокопоставленных лиц (в нашем случае – Дамблдора). Это и не удивительно – магическое сообщество Британии, малочисленное, в котором почти все знают друг друга и не испытывают проблем с коммуникацией, очень напоминает средневековый город-государство, в котором большая часть экономики сосредоточена в руках изгоев (гоблинов). Добавим к этому упадок древних благородных семейств (патрициев и чистокровных колдунов, множество которых замешано в гражданских войнах и убийствах) и способы, которыми осуществляется приток новой крови (одни принимают в семьи освобожденных рабов, другие – магглорожденных в колдовские школы).

Есть, естественно, существенное различие. В Древнем Риме система клиент-патрон признана официально. Ее магическая версия полностью неофициальна, и появилась как ответ на слабость, коррупцию и нестабильность в министерстве магии – а это следствие того, что Секретность всегда ставится превыше Справедливости. Министерство неспособно защитить от беззакония, но с другой стороны практикует суровые наказания, приводящие как правило к сумасшествию или смерти жертвы, и большинство колдунов готово буквально на все, чтобы избежать подобной участи.

В результате, колдун связывает себя взаимными обязательствами с могущественным "патроном" и становится его "клиентом". Патрон улаживает за своих клиентов все проблемы с Министерством, используя свои связи и деньги (так Дамблдор помог Мандугусу Флетчеру). В ответ, клиент добавляет еще одно звено в систему "связей" патрона и становится членом его окружения. Если от патрона зависит достаточно клиентов ( по сути, это его личная армия), он может практически не считаться с законом, потому что регулярной армии в магическом мире нет ( по крайней мере, в маггловском смысле). Несколько патронов могут, в свою очередь, подчиняться еще более могущественному лицу, и человек, оказывающийся на вершине такой пирамиды, приобретает силу и власть, с которыми нельзя не считаться. Вспомним Люциуса Малфоя, от которого зависят Крабб и Гойл. Их сыновья играют роль телохранителей при Драко, что делает их членами той же сети, потому что для Драко патрон – его отец.

Сила конкретной сети конкретного патрона зависит не только от количества людей, но и от стратегических ресурсов, которые они оказываются в состоянии контролировать. Существует несколько ключевых стратегических пунктов, которые хотела бы взять под контроль каждая патронажная сеть: Хогварц, Министерство, сам Гарри Поттер, Гринготтс, "Ежедневный пророк", возможно, госпиталь Св.Мунго). Сеть, которая не может контролировать один из важных объектов, может попытаться заключить союз с патроном, который имеет на него реальное влияние, или попытаться сменить власть, или дискредитировать сам объект, лишив его ценности.

Последнее – это, что пытается сделать сеть Фаджа в отношении к Гарри Поттеру. Мальчик полностью контролируется Дамблдором, Дамблдор перестал быть союзником, поэтому Фадж и его окружение стараются дискредитировать Гарри.

Власть без развитой патронажной сети: Фадж и Министерство Магии.

Корнелиус Фадж стал Министром практически случайно – благодаря тому, что он не был Бартоломью Краучем, а Дамблдор не согласился занять этот пост. (Возможно, были и другие кандидаты, Амелия Боунс например, которые не захотели с ним соперничать). Не имея собственных клиентов, Фадж не имел (и не имеет до сих пор) реальных сторонников в Уизенгамоте, так что его позиция неустойчива с самого начала. К тому же, его репутация невысока. "Растяпа" – таков приговор Хагрида, а то, что полугигант делает это заявление, прочитав "Ежедневный пророк", подтверждает, что мнение это – общее. Вот почему в первые два года работы в этой должности, Фадж "все время спрашивал совета у Дамблдора", каждое утро посылая к нему сов – это поведение опускало Министра на уровень клиента Дамблдора, но обеспечивало его поддержкой влиятельной группировки Директора.

Даже в описываемые Роулинг времена, Корнелиус Фадж действует вопреки здравому смыслу, чтобы угодить общественному мнению – например, когда речь идет о том, чтобы оставить Хагрида на свободе и урегулировать отношения с гигантами: "люди ненавидят их, Дамблдор – это станет концом моей карьеры". Только когда его укрепившаяся позиция в Министерстве позволила Фаджу завести собственных клиентов, он начал ощущать собственную силу и перестал считаться с мнением Дамблдора. Через некоторое время он начал воспринимать Дамблдора, как угрозу, как главу неподчиняющейся законной власти патронажной сети, что-то замышляющей против этой власти – хотя он подозревал Дамблдора во всех грехах именно потому, что прекрасно осознавал собственную беспомощность. Причем он не просто понимает, что Дамблдор сильнее как колдун, популярнее среди народа и умнее – Фадж понимает, что гораздо слабее Альбуса, как политик.

Гарри и его друзьям, министерство магии (во времена Ордена Феникса) кажется монолитом под руководством Фаджа, который указывает "Ежедневному пророку", о чем писать, а какие новости замалчивать, который принимает такие законы, которые выгодны Министру, и превращает Хогварц в царство террора. Фактически же, Министерство расколото на фракции, а личная патронажная сеть Фаджа невелика и не особенно влиятельна. Это становится очевидным, если перечитать эпизод слушания по делу Гарри. Самая важная политическая фигура там – Амелия Боунс, Глава департамента of Magical Law Enforcement (которому подчиняются все остальные отделы, кроме Отдела Тайн), не просто не прислушивается к мнению Фаджа, но и постоянно подчеркивает собственную независимость от него. Основная ее реакция на "преступление" Гарри – удивление, что он сумел успешно выполнить такое сложное заклинание. Из пятидесяти членов Уизенгамота только шестеро голосуют за предложение Фаджа, и только Амбридж открыто выступает в поддержку своего патрона. Более того – главное доверенное лицо Фаджа, человек, на которого он опирается, пытаясь сместить Дамблдора – глупая женщина с явной тенденцией к превышению полномочий, напоминающая в чем-то Беллатрикс Лестранг. Она делает все, чтобы навредить делу патрона – и дело не только в том, что она ухитряется в рекордный срок заслужить всеобщую ненависть, установив личный террор в Хогварце. Запрещение журнала "Квиблер" привело лишь к тому, что его прочитала вся школа, а действия, направленные на то, чтобы не позволить Дамблдору собрать личную армию, способствовали созданию молодежной Армии Дамблдора.

Как Министр Магии, Корнелиус Фадж, теоретически, контролирует важнейший стратегический пункт, но его патронажная сеть мала и клиенты Фаджа далеко не всегда демонстрируют безоговорочную верность патрону, предпочитая сохранять за собой свободу действий. В результате, один из двух Ауроров, присланных Фаджем для ареста Директора, оказывается тайным сторонником Дамблдора. Не ясно, также, насколько в действительности Фадж мог влиять на "Ежедневный пророк". Хотя Гермиона и считает, что журналисты превратили Гарри в посмешище по приказу Министра, больше похоже на то, что в этом случае Фадж не навязывает свое мнение газетчикам, а сам идет у них на поводу. "Ежедневный пророк" первым начал систематическую дискредитацию Гарри ( в "Огненной чаше"), что и заставило Фаджа начать относиться к словам мальчика с недоверием. Сам Гарри это прекрасно понял. "Вы начитались статей Риты Вриттер", - говорит он Министру. Несколько раз на протяжении всей эпопеи – с начала "Философского Камня" до конца "Ордена Феникса" - мы встречаем свидетельства того, что газета не боится критиковать работу Министерства, что заставляет нас сомневаться в том, насколько существенно влияние Фаджа на главный печатный орган магического мира.

Реально Фадж обладает властью над немногочисленной группой сотрудников министерства, занимающих отнюдь не самые высокие посты. Даже после пяти лет его правления магической Англией, верных сторонников у министра немного, они не отличаются талантами и высокими должностями. Считая авторитет Дамблдора угрозой, он старается переместить сторонников Директора на незначительные должности, но уволить их ему не хватает влияния – к тому же, большинство агентов Дамблдора ему просто неизвестно. Ему понадобилось несколько месяцев расшатывать позицию Дамблдора, чтобы наконец сместить его в должности, но на деле "смещение" оказалось ловушкой. Власть Фаджа опирается не столько на клиентов, сколько на временных союзников, а так как эти союзники гораздо сильнее его, Фадж постоянно зависит от "Ежедневного пророка" и денег Люциуса Малфоя. Когда Малфой появляется в Министерстве, золото буквально звенит в его карманах при ходьбе. И не случайно Долорес Амбридж так откровенна с Драко и его дружками (она не считает нужным утаивать от них даже те вещи, которые предпочла бы скрыть от Министра). В то же время, дети высокопоставленных сотрудников Министерства (Мариетта) – нейтральны или оказываются в лагере противника. Другими словами, самый доверенный член Ближайшего Окружения Фаджа имеет больше общих секретов с членами союзной патронажной сети, чем с самим Фаджем. Как долго может сохраняться такое положение?

Обращаясь к Снепу, Амбридж говорит: "Люциус Малфой всегда очень хорошо о вас отзывался", тем самым подтверждая личный контакт с Малфоем вне школы. Так и напрашивается вывод, что она – агент Малфоя, но в то же время Амбридж кажется искренне преданной Фаджу, идеологии и распоряжениям Министерства. ( В этом она чем-то напоминает Перси, но она более беспощадна и неразборчива в средствах). Это не просто тесное союзничество между двумя патронами – это признак того, что Фадж не способен контролировать собственных клиентов, что Министр не замечает заговора между своим доверенным лицом и сильным союзником. Цель заговора – манипулировать Министром, хотя Долорес искренне уверена, что действует при этом во благо патрону.

Верхушка патронажной пирамиды: Дамблдор, Волдеморт, Малфой и Крауч.

Дамблдор имеет широкую сеть клиентов, которые в разной степени зависят от него. В Орден Феникса входят не все из них и даже не самые важные: только те, которые пользуются наибольшим доверием. Снейп полностью зависит от Дамблдора – особенно с тех пор, как покинул прошлого патрона – Волдеморта. Для Хагрида он единственная поддержка, работодатель и незыблемый авторитет. Со времени побега полностью зависит от Директора Сириус Блэк. Дамблдор поручился за Снейпа после первого падения Волдеморта и только его слово гарантирует Снейпу свободу. Дамблдор дал Хагриду работу после того, как его ловко подставил Том Риддл. Личное вмешательство Дамблдора предотвратило исключение Гарри из школы. Мандугус Флетчер продолжает совершать мелкие правонарушения, находясь под личным покровительством Дамблдора.

Вот почему так важно, что после нападения чудовища из Тайной Комнаты Дамблдор не смог защитить Хагрида. План Люциуса Малфоя рассчитан на расшатывание патронажной структуры Дамблдора. Для Малфоя главное – продемонстрировать, что Дамблдор больше не способен защитить своего клиента от заключения, а студентов – от наследника Слизерина. В конце концов, этот план ударяет по самому Люциусу, но Малфой отделывается сравнительно легко, и приходится признать, что его замысел был очень близок к успеху. Но подоплекой этого плана является то, что Малфой сам был под угрозой и в его поместье прошел обыск Министерства. Очевидно, он чувствовал себя более уязвимым, чем обычно. Некоторые люди (Артур Уизли, например) отказываются понимать, что неблагоразумно пытаться нападать на влиятельного патрона, которому подчиняется множество тренированных убийц, у которого есть связи в Министерстве и артефакты Темной Магии в подвале. Как и опасалась Молли, за безрассудство мужа приходится расплачиваться семье: именно Джинни Уизли выбирается в качестве орудия, когда начинаются нападения на магглорожденных в Хогварце.

Когда роль закона в государстве так случайна и подчинена безопасности, человек без связей, без патрона, друзей и союзников оказывается в очень ненадежном положении. Это именно то, что случилось с Сириусом Блэком. Он и все его друзья были клиентами Дамблдора, от семьи Блэк отказался и не мог рассчитывать на помощь родственников. Друзья погибли или перешли на сторону противника, патрон считал его предателем. В результате, дело Блэка не пересматривалось 12 лет – просто никто не потребовал пересмотра.

Все это помогает понять замысел Том Риддла. Теоретически, он был обречен на роль аутсайдера, но ум и способность манипулировать людьми помогли ему еще в школе начать формировать собственную сеть (примерно так, как это начал делать и Гарри) среди Слизеринцев, поверивших в его восходящую звезду. После школы он вступил в Темный Орден ( в те времена известный, как Вальпургиевы Рыцари, который, судя по всему, был международным – а такие организации предоставляют больше возможностей для продвижения амбициозному выходцу из низов иерархического общества) и постепенно завербовал там достаточно сообщников. Через некоторое время он вернулся в Англию, как Лорд Волдеморт, и начал поглощать уже существующие мелкие патронажные сети. Крупнейшим его приобретением стал Люциус Малфой.

Политические цели Волдеморта озадачивают некоторых наблюдателей, так как создается впечатление, что он занят лишь террором и не намерен формировать альтернативного правления. Он не просто не стремиться к "новому порядку" – он, казалось бы, не хочет организовывать никакого порядка вообще. Фактически, он пытается взять под контроль не официальные политические структуры, а неофициальную: он пытается взять под свои контроль все патронажные сети или уничтожить не желающие покоряться союзы. В результате его собственная сеть становится все более деспотической: личная тирания над теми избранными, в тело которых впечатан Знак Мрака, а через них, через его новую "семью", как он их называет, над всеми теми, которым он решить позволить выжить.

Официальные структуры Министерства уже начинали разваливаться по швам, но первое поражение Волдеморта отсрочило их крах. Только это и спасло официальную власть, близкую к полному провалу – еще немного, и они оказались бы не в состоянии скрывать происходящее от магглов. Особенно, если бы дементоры уже тогда открыто перешли на сторону Волдеморта, а я сильно подозреваю, что накануне просчета Темного Лорда с Гарри дело к тому и шло.

Результатом победы Волдеморта стало бы не организованное общество и даже не тирания в обычном смысле, а мир, в котором царил бы неограниченный произвол Волдеморта и почти неограниченный произвол его ближайшего окружения - судя по словам Бартеломеуса Крауча, многие присоединились к Темному Лорду, соблазнившись именно возможностью играть такую роль в будущем. ("Вы организовали заговор с целью возвращения Того-Кто-Не-Должен-Быть-Помянут к власти, с тем, чтобы продолжать совершать те злодеяния, которые вы – предположительно – совершали в дни его могущества ".)

Билл Уизли примерно также говорил о том, зачем Упивающиеся Смертью жестоко издеваются над магглами: " Гарри, да они так развлекаются!". В этом смысле Волдеморт – олицетворение беззакония. Упивающиеся Смертью могут обожествлять своего лидера (собственно говоря, этим занимаются и все остальные колдуны, боящиеся произносить "его" имя), но формировать правительство им незачем – это помешает "развлекаться". Победивший Темный Орден строит мир, в котором его члены могут делать все, что пожелают, а остальная часть населения живет в постоянном страхе. Поэтому к Волдеморту охотно присоединяются Темные создания – особенно притягателен новый порядок для Дементров.(" Они не станут хранить верность вам, Фудж! Вольдеморт может предложить им куда более широкое поле деятельности, чем вы! ". – Убеждает Дамблдор Министра.)

Слова Волдеморта о "армии созданий, которые само воплощение ужаса" особенно страшны для любого колдуна, потому что в магическом мире нет регулярной армии – по крайней мере, в привычном нам смысле этого слова. Ауроры – всего лишь спецподразделение. Правда все совершенно летние граждане вооружены, но большинство из них боятся сами себя и многие оказались под контролем противника. Без официальной армии и хотя бы неофициальной милиции, главной силой в обществе оказываются личные армии влиятельных патронов (таких как Дамблдор и Люциус Малфой).

Лициус Малфой – пожалуй самая интересная фигура для желающего разобраться в структуре власти магического сообщества. Он богат (или умеет таким казаться, а в этом случае видимость важнее реальности) и нет сомнения, что большинство других колдунов не обладают и десятой частью его могущества. Система патронов любит старые деньги и древние семьи, и патронажную сеть Люциус, скорее всего, унаследовал от отца. Выбрав своим патроном Волдеморта, в ту пору чрезвычайно могущественного, Люциус расширил собственные силу и количество клиентов ( и возможность оказывать им поддержку). Но главное – он сумел сохранить эту сеть и после падения Темного Лорда.

Он сумел свести к минимуму свои потери благодаря умению быстро реагировать на изменение ситуации и точно просчитанного предательства, что требует железных нервов и умения внушать доверие. Сделав выводы из поражения Лорда, Люциус отрекся от своего патрона, заявив, что был под проклятием Подвластия. Не занимая поста в Министерстве, он остается авторитетом и продолжает внушать страх. Вспомним Молли, отговаривающую Артура от попыток доставить Малфою неприятности, и то, как легко он смог запугать и заставить подчиниться Хогварцкий Попечительский Совет.

Несмотря на это нельзя забывать, что сеть Малфоя – всего лишь одна из многих. Сеть Бартоломеуса Крауча была на пике могущества во время первого падения Волдеморта, но через год или два, после смерти его сына, начала приходить в упадок, а сам Крауч "терять популярность". Его политическая звезда начала закатываться, потому что карьеру Крауч строил, демонстрируя жестокость и безжалостность к противнику, что находило отклик в атмосфере паники и растерянности, но начало отпугивать обывателей, как только обстановка нормализовалась. Бывшие клиенты начали разбегаться, как крысы с тонущего корабля, ища покровительства у других, набирающих силу, патронов. Перси Уизли и в этих условиях обращается к Краучу, но это просчитанный риск. Перси нужна стартовая площадка для продвижения по службе, и ему ясно, что отец помочь не сможет, а влияние Дамблдора на Министерство падает.

Дамблдор, судя по всему, стоит во главе могущественной сети, и когда в конце "Огненной чаши" он заявляет Фаджу, что больше не считает себя его союзником, чувствуется, что для Министра это серьезный удар. Большинство главных героев книг Роулинг – клиенты Дамблдора, и мы видим немало примеров того, как они помогают друг другу (Артур Уизли бросается на выручку Аластра Хмури после инцидента с мусорными бачками). Эта система неофициальна (по крайней мере на Британских островах) и в условиях кризиса правительства и необъявленной гражданской войны оказывается наиболее действенной. Патронажные сети существовали и раньше, но в сложившейся по вине Волдеморта обстановке людям стало невозможно выжить, оказавшись вне одной из сетей.

"Ужасная коррупция!" – Восклицает один из портретов в кабинете Дамблдора. - "В наши дни Министерство не сговоривалось с мелкими уголовниками!"

Скорее всего, Портрет Фортескью говорит правду. Ведение дел в условиях чрезвычайного положения никогда не обходится без коррупции; ставшее обычным изменение воспоминаний магглов (каждый колдун обязан делать это в случае необходимости, а сотрудники Министерства занимаются этим чуть ли не ежедневно) приводит к презрительному отношению к магглам и к обесцениванию правды в глазах тех, кто занимается подобными операциями. Возможно, во времена директора Фортескью обстановка была менее напряженной: не столь развитые маггловские технологии и средства связи позволяли не так спешить, "заметая следы". В двадцатом веке коррупция уже процветала (дед Сириуса Блэка мог купить Орден Мерлина, первый класс), но Волдемортовский террор серьезно обострил ситуацию. Сотрудники Министерства, такие как Крауч, "вели себя не менее жестого, чем многие с Темной стороны". Убийства, пытки и заключение в страшную тюрьму без малейшего шанса защитить себя (прибавьте к этому, что под шумок очень удобно сводить старые счеты) - неизбежные спутники террора, и покровительство могущественно патрона становится единственной надеждой на выживание.

Покровительство и идеология: Перси Уизли в поисках патрона.

Патронажные сети не просто условие для выживания и карьерного роста. Они несут и идеологическую нагрузку. Все виденные нами сети поддерживают идеологию "изоляционизма", то есть поддерживают политику изоляции от магглов и практику изменений памяти магглов. Все они не считают фокусы с памятью предосудительными – это показывает эпизод с мистером Робертсом на чемпионате по квиддичу. Сеть Дамблдора (возможно) наиболее "прогрессивна" – хотя магглы вряд ли согласились бы с таким определением. Сторонники Дамблдора ратуют за сотрудничество со всеми магическими народами и со всеми колдунами, невзирая на их происхождение, а также защиту магглов от возможного произвола колдунов – хотя временами несколько покровительственную. Активнее всего эти взгляды пропагандирует Артур Уизли, хотя Дамблдор знает маггловский мир лучше ( и даже читает маггловские газеты), и его личная позиция может быть несколько иной. Барти Крауч тоже неплохо знает маггловский мир. Новая патронажная сеть Корнелиуса Фаджа не имеет особых предубеждений против магглов, зато весьма неприязненно ( и с ужасом) относится к другим магическим народам – гоблинам, кентаврам, гигантам и даже оборотням (честно говоря, есть веские причины их бояться :) ). Единственная поддержка, на которую может рассчитывать Фадж – это поддержка Министерства, поэтому он и пытается взять под контроль все и всех. Очередной целью могут оказаться гоблины. Это просто идеальная мишень – уродливые, не пользующиеся популярностью, внушающие страх, разоруженные и богатые.

Карьера Перси Уизли – прекрасная иллюстрация к тому, как функционирует патронажная сеть и к тому, какую роль в ее укреплении играет идеология. Он начинал в лагере Дамблдора, питая к патрону семьи такое же уважение, как и его братья и сестры. "Сумасшедший? – Беззаботно переспросил Перси. – Он гений! Лучший колдун во всем мире! Но немного не в себе, это точно. Хочешь картошки?"

Эти слова мог произнести и Рон. Фактически, у Рона и Перси много общего. Оба переживают из-за своей бедности и незначительности, оба заботливы по отношению к младшим членам семьи, только обиды и негласное соперничество Рона направлены на старших братьев и порой на Гарри, а Перси ведет себя так же по отношению к отцу. Перси разрывает отношения с семьей, а Рон некоторое время не разговаривает с Гарри, и, хотя у Рона мотивы чисто личные, параллель просматривается.

Перси видит себя птицей высокого полета, бывшим префектом Хогварца, сделавшим успешную карьеру в Министерстве и попавшим в список "префектов, достигших власти". (Легко представить себе Перси, который будучи префектом проверяет ночные коридоры, случайно обнаруживает Зеркало Еиналеж и видит в нем примерно то же самое, что и Рон). Судя по всему, он так же остро, как и Рон, ощущает униженность нищеты. В отличие от Артура, которого не беспокоит ни нехватка денег, ни то, что из-за этого переживают дети.

Перси – единственный из детей Уизли, решивший пойти по стопам отца и работать в Министерстве, но он поступает на работу в то время, когда позиции фракции Дамблдора (частью которой Перси должен был стать по семейной традиции) начали слабеть. Ясно, что ни отец, ни Альбус, не смогут ничего для него сделать. Мало того – близость к отцу может даже навредить при новом политическом раскладе. Перси присоединяется к слабеющей сети Крауча – платой за риск служит быстрый карьерный рост (из-за "болезни" Крауча Перси руководит целым Отделом Международного Сотрудничества). Но Крауч погибает, оставив клиентов без поддержки, а на репутацию Перси ложится тень, так как он не заметил, что с его начальником твориться что-то неладное.

Поэтому Перси сразу же присоединился к сети Корнелиуса Фаджа – причем здесь его риск еще больше, так как ради этого он вынужден порвать с семьей (он настолько восторженно высказывается о Доролес Амбридж именно потому, что теперь они члены одной сети; его восхищение Амбридж напоминает отзывы Перси о Крауче). Пока риск оправдывает себя – проработав год в должности личного секретаря Крауча, он сразу становится младшим помощником Министра Магии. Но его позиция уязвима, и эта постоянная ненадежность заставляет Перси публично льстить патрону. Работая с Краучем, он не устает хвалить начальника при каждом удобном случае, хотя Крауч не может даже запомнить его фамилию. А пытаясь удержаться на новой должности, он постоянно поддакивает Фаджу, не забывая льстиво смеяться над шуточками Министра: "очень хорошо, Министр, очень хорошо". Как показывает сцена со Многосущим Зельем в "Тайной Комнате", примерно того же ожидает Драко Малфой от Крабба и Гойла.

С другой стороны – постоянная демонстрация восхищения и преданности – нормальное поведение клиента по отношению к патрону, и часто идет от сердца. Нет сомнения, что Краучем Перси восхищался искренне. Вспомним также, разговор Хагрида с Дурслеями. Они могли говорить что угодно о родителях Гарри, но как только один из них попытался неуважительно отозваться о Альбусе Дамблдоре, Хагрид ринулся защищать честь патрона, рискуя попасть в Азкабан.

Перси всегда принимает идеологию патрона: педантичность и требовательность Крауча и анти-Дамблдоровские настроения Фаджа (и его же предубеждение против Гарри). Да, это идет на пользу карьере, но Перси нельзя назвать полностью беспринципным. В качестве префекта он ведет себя вполне в соответствии с имиджем Министра Крауча, и некоторое предубеждение против Гарри он имел и до работы с Фаджем. Идеологически, Перси гораздо ближе к Молли, чем к Артуру, включая доверие к печатным органам. Вспомните, что даже Молли в какой-то момент поверила сплетням "Ежедневного пророка". Перси самый "респектабельный" из детей Молли, и это ей чрезвычайно импонирует – возможно потому, что сама она по социальному происхождению несколько ниже Артура (это становится понятным по речи, по ее суевериям и вкусам). Не удивительно, что Перси был рад работать с Краучем, а уход в лагерь Фаджа только отражает уже сложившийся идеологический разрыв с семьей. Его отец выбрал патроном человека, противопоставившего себя законной власти, а Перси желает работать под покровительством официального авторитета.

Другими словами, для Перси, с его любовью к порядку, Фадж притягателен не как личность (в предыдущих книгах Перси нередко критикует Министра), а как олицетворение законной власти, к которой он испытывает большее почтение, чем остальные члены его семьи, включая отца. Перси искренне любит порядок и считает работу в Министерстве своим подлинным призванием. Его позиция в качестве младшего помощника Фаджа менее надежна, чем позиция секретаря Крауча, потому что авторитет Крауча был реальным, к тому же работа с Краучем не требовала разрыва с семьей и Дамблдором. По этому его поведение более скованно, а реакция на слова босса кажется неестественной и преувеличенной. После того, как министерству приходится признать возвращение Волдеморта, положение Перси становится еще более ненадежным

– но он ведется себя так, будто разыгрывает комедию, причем не очень убедительно: его ответы кажутся довольно путанными. То, что он говорит Фаджу – это откровенный подхалимаж. Это цена, которую приходится платить за работу и покровительство.

То, как Перси захлопывает дверь перед своей матерью, нужно рассматривать на нескольких уровнях. Это не просто холодный расчет с целью отмежеваться от семьи, которая может помешать карьере. Он все еще чувствует себя ответственным за младших членов семьи и всегда чувствовал себя близким к матери, к единственному человеку, понимавшему его. Он – единственный из детей Молли, обещающий стать таким, каким она мечтала бы его видеть.

Но отметим, что порвав с семьей Перси избежал еще более серьезного морального выбора – сейчас его никто не может принудить предать родителей, которые, по мнению Перси, связались с патроном, вставшим в оппозицию к Министерству и возможно замышляющим захват власти. Его письмо к Рону полно опасений, что семья из-за этого окажется в опале, если не в заключении. К тому же он боится, что Рона не доведет до добра дружба с Гарри. Советуя Рону держаться поближе к Амбридж, он подсказывает брату путь в патронажную сети Фаджа, а разрыв Перси с семьей – это ответ на упреки и обвинения отца. Артур требовал, чтобы Перси отказался от работы на Фаджа (а это было единственным шансом для Перси остаться в Министерстве), заявляя, что Фадж просто-напросто хочет заполучить шпиона в лагере Дамблдора. Порвав с семьей, Перси весьма эффективно исключает такую возможность – теперь никто не может ожидать от него подобной информации.

Не похоже на то, чтобы до обвинения, брошеного Артуром, Перси обдумывал уйти из семьи. В книгах предостаточно упоминаний об искренней заботе Перси о членах семьи, за что Рон (главный для Гарри источник информации о Перси) никогда не отдавал ему должное. Он был единственным, заметившим в "Тайной Комнате", что с Джинни что-то происходит. В "Огненной чаше" он бросается в озеро навстречу спасенным Рону и Джинни. Да и его письмо Рону - жестокое, самодовольное, без намека на здравомыслие (кстати, в "Ордене Феникса" так можно охарактеризовать многое и многих) – демонстрирует искреннюю заботу о Роне и Джинни. Только Молли понимает и ценит Перси, что делает разрыв с ней самым болезненным. Остальные видят в нем только напыщенного самодовольного карьериста и согласятся принять назад только на самых унизительных условиях. Близнецы (а в меньшей степени и остальные дети Уизли) и до описываемых событий не любили брата, с презрением относясь к его планам и мечтаниям, и похоже не прочь были "отделаться от него". Так что напряжение в семье и последовавший за ним разрыв назревали постепенно. А ко времени окончательного разрыва с отцом Перси был практически исключен из жизни семьи, а его место в сердцах Уизли занял Гарри – что делает позицию Перси еще понятнее.

Для Гарри, Молли – мать, которой у него, можно сказать, не было; Артур может поговорить с ним о магглах; он лучший друг Рона, спаситель Джинни, он дал близнецам возможность начать собственное дело. Он даже спас девушку Перси, Пенелопу. Гарри безо всякого труда достается то, чего Перси так упорно (слишком упорно) хочет добиться, и он, сам того не осознавая, занимает в семье Уизли место Перси. Так что недоверие и возмущенные высказывани



© Hp-Theory.ru, 2004-2010 гг. Все права защищены.
Проект является некоммерческим и не предназначен для получения прибыли или извлечения иной материальной выгоды. Все литературные персонажи, упомянутые на страницах сайта, принадлежат Дж.К. Роулинг, Scholastic Inc, редакции Bloomsbury, и AOL/Time Warner Inc.

Potter-Fanfiction Архивы Кубискуса